nl  Dutch site

Материалы

Тематическая классификация Послания к галатам

Главы 1 и 2: Апологетика Евангелия

Глава 3 и 4: Утверждение Евангелия

Глава 5 и 6: Практическое применение Евангелия

Послание к галатам [1]

Напряженность в отношениях между верующими евреями

Пока апостолы проповедовали Евангелие среди евреев, вопрос исполнения закона не возникал. Все изменилось после благовествования Петра язычнику Корнилию (Деян. 10). Что почитать чистым, Бог вразумляет Петра через видение, где ему надлежало убить и съесть нечистых животных (Деян. 10:15)[2]. В доме у Корнилия Петр говорит: "Вы знаете, что иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым". В этой истории примечательно то, что еврею Петру нужно было приноровиться к язычнику Корнилию, а не наоборот. Но, как окажется позже, взаимоотношения между верующими из евреев и из язычников складывались весьма непросто.

Каким образом вопрос исполнения закона и обрезания касается верующих из язычников?

На Апостольском совете (Деян. 15) общее мнение высказал Иаков: “Поэтому я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе“ (ст. 19, 20). На этом же совете апостол Петр произнесет следующее: "Но мы (евреи) веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они (язычники)".

Тем не менее, многие положения так и остались не выясненными до конца. Что и послужило причиной обращения Павла к галатам с посланием. Услышав о вторжении лжебратьев (2:4), он понял, какую угрозу, они представляют и для евреев, и для язычников. Объединив закон с благодатью, лжебратья не просто добавили какие-то элементы к Евангелию, они выхолостили самую его суть. Отсюда строгие слова Павла: "Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати" (5:4, см. также 1:7; 4:17, 21; 5: 2.12, 6:12, 13).

"Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых, и все находящиеся со мною братия - церквам Галатийским" (1:1, 2).

Павел делает ударение на том, что был призван на служение прославленным Господом Иисусом Христом, воскресшим из мертвых. Смерть и воскресение Христа есть основополагающей в проповеди Евангелия.

"Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; Ему слава во веки веков. Аминь"(1:3-5).

В этих словах состоит вся весть Нового Завета о спасении, источником которой есть воля Бога Отца, а основанием - труд Христа.

Фраза "избавить от настоящего лукавого века" буквально переводится как: "вырвать у столетия (греч. «эона») настоящего зла". Зло – характеристика нынешнего отрезка времени (или «диспенсации»), и оно здесь господствует. Христово искупление вырвало нас раз и навсегда у этого века.

"Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово" (1: 6, 7).

Такое краткое приветствие поражает отсутствием привычных слов хвалы и благодарности в адрес верующих. Вместо этого мы читаем слова изумления, если не сказать, тревоги. Павел упрекает галатов: "Вы от Божьего Евангелия переходите к иному евангелию, которое является ничем иным, как законничество".

Так он подводит нас к сути вопроса: быстро соблазнившись, верующие перешли к «евангелию без благодати», где не осталось места Божьей милости. Павел предупреждает: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема"(1:8). Евангелие - это уже устав, а фраза "не то" (греч. «пар хо») означает "кроме прочего" или "в дополнение к тому, что проповедовалось".

"Да будет анафема" тому, кто это делает. Фраза записана дважды (1:9), чтобы подчеркнуть значимость сказанного.

"У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым" (1:10).

Перед нами предстает истинный слуга Божий, не желающий обольщать своих слушателей (ср. 2-е Тим. 4:3), что подтверждает стих: “…Ибо и я принял его (Евангелие), и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа”(1:12).

Сущность Евангелия определяется его Первоисточником. Принятие Благой вести и ее применение неразрывно связаны друг с другом, так как исходят от нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Он - Автор Послания, явленного миру через апостолов.

Обратите внимание и на человека, который по прежнему образу жизни в иудействе "…жестоко гнал Церковь Божью, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий" (1:13, 14).

"Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию[3], и опять возвратился в Дамаск" (1:15-17).

Христос не только явился Павлу (встреча по дороге в Дамаск), Он проявился в нем. После обращения Павел не делал поспешных шагов, но пребывал в совершенном мире и покое от Господа: "Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, - и прославляли за меня Бога" (1:22-24).

 

Свобода во Христе

Во второй главе Послания к галатам Павел акцентирует внимание на полученной во Христе свободе. Он решительно выступает против тех, кто посягает на нее, чтобы ввести братьев в рабство. Павел призывает ходить в истине Евангелия (ст. 14).

"Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита" (2:1).

В стихах 1-10 2-ой главы Павел рассказывает о том, как Господь готовил его к служению. В течение четырнадцати лет между первым и вторым путешествиями в Иерусалим (1:18) его учил Сам Господь. Проповедуемое им Евангелие он "принял… и научился не от человека, а через откровение Иисуса Христа" (1:12). Нельзя сказать, что Евангелие повсеместно отвергалось, скорее, со слов Павла, он "…ходил по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался" (стих 2).

Что позже и произойдет на Апостольском совете в Иерусалиме (Деян. 15).

Ради апостольского единства и собственного авторитета Павлу была необходима поддержка "особо знаменитейших" в его борьбе против лжебратьев (2:4).

И, конечно же, он хотел знать, "…не напрасно ли подвизаюсь или подвизался" (2: 2).

Проповедь Павла не была напрасной (ср. 1-е Кор. 15:10).

Следует сказать, что у сопровождавших его братьев Варнавы и Тита было разное происхождение: Варнава был кипрским евреем, левитом (Деян. 4: 36, 37), а Тит

был уважаемым греком (Тит. 2:15).

"Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться" (2:3).

Обрезание для иудействующих было необходимым условием спасения (Деян. 15:1), которое зависело от соблюдения и исполнения человеком определенных правил.

Не обрезав Тита, Павел открыто выступил против лжебратьев, стремившихся к порабощению: "…Ни на час не уступили и не покорились", чтобы "…истина благовествования сохранилась" (2: 4,5).

Будьте бдительны, и молитесь о том, чтобы Дух Божий пребывал в библейской свободе, чтобы нам остаться в живых (5:1)!

"Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода" (2-е Кор. 3:17).

"Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных - ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников" (2:7, 8).

Один и тот же Бог наделил апостольской властью и Петра, и Павла, четко определив Петру служение для обрезанных. Вспомните слова Иисуса: "Паси овец Моих, паси овец Моих" (Ин. 21:15, 16).

А Павел был апостолом язычников. "Прославляя служение" свое, он возбуждал "ревность в [сродниках]" своих по плоти, чтобы спасти хотя бы некоторых из них (Рим. 11: 13, 14). Действенность Слова Божьего, проповедуемого через Павла, описана в 1-ом Фессалоникийцам: "Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не [как] слово человеческое, но [как] слово Божие, - каково оно есть по истине, - которое и действует в вас, верующих" (2: 13). [4]

"Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию" (2: 11).

В Деяниях 15 (отчет об Апостольском совете, на котором было утверждено «наставление для братьев») не написано о встрече Павла и Петра. Вероятнее всего, она произошла в период между советом и вторым миссионерским путешествием Павла, когда Варнава все еще был в Антиохии. Прямо выступив против Петра, Павел утвердил приоритет евангельской истины.

"Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием" (2: 11-13).

Предположительно, этим "некоторым от Иакова" был сводный брат Господа Иисуса, которого Павел повстречал, во время 15-дневного пребывания в доме у Петра (1:18, 19).

Как мы знаем, в том числе и из Деяний 15, Иаков был человеком весьма авторитетным.

Несмотря на видение, и дважды услышанный голос с небес: "Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым" (Деян. 11:9), - Петр все же чувствовал себя преступником, так как ел вместе с язычниками. Его примеру последовали и другие верующие евреи.

Кроме сомнений в истинности Евангелия, это могло привести и к другим последствиям: разделению среди верующих.

Об этом Павел предупреждает в Галатах 3: 27, 28: "Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе".

Дальше, указывая Петру на его непоследовательность по отношению к братьям-язычникам, апостол писал: "…Если ты, будучи иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?" (2:14).

Затем Павел провозглашает фундаментальную истину Евангелия: "Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть" (2: 15,16).

Говоря о том, что делами закона не оправдывается никакая плоть, Павел ссылается на Танах, на псалом 142: 2: "И не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих" (см. также Бытие 15: 6).

 

Падшая человеческая природа

                                                      

"Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак" (2,17).

А что до падшей человеческой природы, то здесь нет разницы между евреем и язычником.

"…Мы (евреи)…и… оказались грешниками".

Оправдание через Христа не делает Его служителем греха. Для лжеучителей, выступающих против свободы во Христе, последняя часть фразы стала ложным посылом.

 

Восстановить разрушенное

"Ибо, если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником" (2: 18).

Отмежевание Петра от братьев-неевреев Павел называет "восстановлением разрушенного". Петр таким образом отрицает полученное свыше видение (покрывало с нечистыми зверями) и главный урок: "Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым" (Деян. 10,15).

Посредством видения Бог готовил Петра к осознанному и непредвзятому пребыванию в доме у язычника Корнилия.

Насколько отличается свидетельство Павла из Послания к филиппийцам!

"Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа" (3: 7,8).

 

Умер для закона

"Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога" (2,19).

На основании закона наказание грешнику - смерть (Рим.6, 23). Но смертью Своею на кресте Христос понес за нас эту меру.

Потому и мы, совоскреснув с Ним, освобождаемся от несущего смерть проклятия закона, чтобы "…служить Богу в обновлении духа" (Рим.7: 6, см. также Рим.6: 6).

 

Воскресли со Христом

"И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (2: 20).

Этими словами Павел передал главную мысль Евангелия. По его мнению, Петр ошибочно пытается восстановить то, что смертью и воскресением уничтожил Христос, крестом снявший с нас проклятие закона, и позволивший нам Своею смертью приобщиться к Его воскресению.

Павел отождествляет себя со Христом, хотя мог надеяться и на плоть ("…из колена Вениаминова, еврей из евреев..."), и на религиозные убеждения ("…по правде законной - непорочный") (Фил.3). Теперь же: "Христос живет во мне".

 

Христос умер напрасно?

"Не отвергаю благодати Божьей; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер" (2: 21).

Павел заканчивает свое публичное выступление против Петра и других, подчеркивая невозможность оправдаться через закон, ибо "…тогда Христос напрасно умер".

 

Обольщение

"О, несмысленные галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?" (3: 1).

С этого момента апостол обращается непосредственно к галатам. Необычная форма обращения - галаты, коринфяне и филиппийцы (ср. 2-е Кор.6: 11; Фил.4: 15) - указывает на увещевательный тон посланий. Итак, галаты в Послании предстают нам людьми неразумными и обольщенными.

К безрассудству привело их обольщение со стороны лжеучителей. И все это несмотря на силу проповеди, Духом Святым явившую им Иисуса Христа!

Как пишет Павел, за обольщением стоит влияние невидимого мира, скрывающегося под личиной лжеучителей. Эту мысль звучит и в Послании к коринфянам:

"Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе" (2-е Кор.11: 3).

 

Дух и вера

"Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?" (3: 2)

Ответ заключается в вопросе: дар Духа, конечно же, не зависит от человеческих дел (см. также стих 5).

Как здесь, так и в Послании к ефесянам, апостол четко указывает на связь между верой и принятием Духа: "В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом" (Еф.1: 13).

 

Все тщетно?

"Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? "(3: 3)

Еще один риторический вопрос.

Галаты уверовали, получили Духа Божьего, который руководил ими, подтверждая их усыновление (Рим.8, 14 и 15).

Они могли закончить и плотью, и рабством греха (Гал. 4: 4-10).

Здесь термин «закончить» (или «эпи-телестеи», греч.) имеет значение: «завершить дело». То же слово находим и в Послании к филиппийцам, но только с положительным смыслом: "Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа" (Фил. 1:6).

"Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!" (3: 4).

Очевидно, что вера галатов должна была пройти испытания. Может, поэтому они и вернулись к форме иудаизма – оправдание и спасение через исполнение закона. И возникает вопрос, не напрасно ли они страдали?

К счастью, осознав это, позже Петр напишет о страданиях: "Если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?" (1-е Пет. 4: 16, 17).

По мере возрастания в вере в жизни Петра не останется места компромиссу.

 

Вера в противовес делам закона

Вера от слышания

"Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?" (3: 5).

По утверждению Павла, в основе спасения лежат не "дела закона". Это свидетельствует о том, что галаты получили Святого Духа и действенную силу, благодаря которой они и творили чудеса, главным образом, в период Деяний. В действительности эта сила относится к «грядущему веку» (буквально, греч. «аион», (Евр. 6: 5)) - времени установления Мессианского царства на земле.

Дар Святого Духа и проявление Его силы не всегда приводили к покаянию. В Послании к евреям читаем: «Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец —сожжение». (Евр.6: 4-8).

Ни утешение Святого Духа, ни вкус небесных даров и самого Слова, и сил будущего века не гарантируют человеческого покаяния и возрождения.

О последствии неверия апостол говорит нам образами терновника и волчцев, которых ожидает проклятие и сожжение.[5]

Поэтому особенно Павел обращает внимание на "наставлению в вере". Вера - это рука, благодаря которой человечество обретает Божью милость и искупление.

О том, что принцип это не новый, говорит тот факт, что уже Аврааму Бог веру вменил в праведность (Гал. 3:6; Быт.15:6).

Евангелие было проповедано уже Аврааму

"И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы" (3: 8).

Евангельская проповедь о праведности через веру относится ко временам Авраама. Ее послание коснулось и язычников, по вере последовавших за Авраамом. Бог обещал, что в Аврааме благословятся все народы.

 

На основании Танаха

Поразительно, насколько часто апостол возвращает нас к Писаниям, утверждая, что соблюдение закона собственными силами заводит в тупик.

"Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона" (3:10), - цитирует Павел книгу Второзакония 27: 26.

"Праведный верою жив будет" (3:11), - цитата из Аввакума 2: 4.

"А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им" (3:12) - цитата из книг Левит 18: 5 и Иезекииля 20: 11.

 

Искупленные от проклятия закона

"Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе (ср.Вт. 21: 23) - дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою"(3:13, 14).

Христос на кресте освободил евреев от проклятия закона. Прообразом к этим событиям стала история из Быт. 22, где запутавшийся в чаще рогами овен был принесен в жертву вместо Исаака.

Закон отделял язычников от общества израильского, лишая их всех гражданских прав (Еф. 2: 11-15). Но смерть Христа на кресте, разрушив стоявшую посреди них преграду, сблизила их (Еф. 2:13, 14).

 

Рассуждение человеческое

"Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему" (3:15).

Свои наставления Павел сопровождает примерами из Танаха, и рассуждая о "человеческом", он иногда применяет человеческую логику. Так вот, никто не может отменить законного договора [6] между двумя сторонами. Такими непоколебимыми были Божьи обещания Аврааму.

 

Уверенность в договоре

"Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос" (3:16).

Обещание, которое Бог дал Аврааму, не зависит от того, исполнит Израиль закон или нет. Обещание, которое получил Авраам, непосредственно связано с наследником, со Христом. Павел подчеркивает, что слово «потомство» стоит в единственном, а не во множественном числе, следовательно, относится ко Христу [7].

Вторая причина, по которой обетование не может зависеть от того, насколько Израиль подчинится закону, та, что народ получил его через 430 лет через Моисея:

"Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу" (3:17).

Вывод: "Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию" (3:18).

Итак, мы у исходной точки: дела закона не зависят от веры и «наследства, полученного по обетованию».

 

От закона воспитывающего до усыновления

 

Смысл доводов Павла

"Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника" (3:19).

В этом стихе приведен главный аргумент Павла. Закон, вне всяких сомнений, добр, свят и праведен (Рим. 7:12). Тогда зачем Бог установил его? И в связи с чем?

Начнем с последнего вопроса. Закон был установлен в дополнение к Божьим обетованиям, данным Аврааму (3:16), "по причине преступлений".

Бог хотел, чтобы Его народ понял то, что Давид написал в псалме: "Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного" (Пс. 13: 3). Понять умом - не значит принять сердцем. Закон указывал человеку на его беззакония и грехи (Рим. 7: 7-9), и доводил до сведения, что Свои обещания Бог исполняет только на основании благодати!

 

Закон "… дан ... до времени пришествия семени…".

Слово "семя" относится ко Христу. Он - обещанное «Семя жены» (Быт. 3:15), обещанное Семя Авраама (3:16) и обещанное Семя Давида (2-е Цар. 7:12).

Итак, закон не является средством спасения, "…ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона" (3:21).

 

От Моисея до Христа

"Но посредник при одном не бывает, а Бог один" (3:20).

Посредником Синайского договора был Моисей (3:20), а Нового – Христос, "…ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях" (Евр. 8: 6). Священники периода Синайского договора служили «образом и тенью» (Евр. 8: 5), а обещание Нового Завета: "…Вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не вспомяну более" (Евр.8: 10-12).

 

Вера Христова

"Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа" (3:22). В греческом тексте: «от веры Иисуса Христа».

По условиям Синайского договора обе стороны (включая Израиль) должны точно и своевременно выполнять свои обязательства. Только Господь может исполнить все Свои обещания. По причине того, что Писание "всех заключило под грехом", то не "дела закона", а вера является основой исполнения всех Божьих обетований.

Тот факт, что Писание "всех заключило под грехом", не оставляет человеку надежды на положительный исход всех его усилий. Истина, что Писание "всех заключило под грехом", была открыта еще в Танахе.

Поэтому ни наши дела, ни наша вера не являются фундаментом нашего спасения, а лишь Его совершенный труд, и Его совершенная вера!

 

Заключены были под законом

«А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере» (3:23).

Фраза «до пришествия веры», - указывает на веру Христа.

У Авраама была вера, как написано в Бытии 15:6: «И он поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность».

По пришествии Христа явилась истинная вера. А до того, как говорит Павел, мы были заключены под стражею закона.

 

Закон - детоводитель ко Христу

«Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» (3: 4, 25).

Предлог «по» в значении «после» здесь означает новый этап в Божьем плане спасения. Закон исполнял определённые функции: он должен был сохранить народ и быть его учителем (или педагогом).

Греческое слово «педагог» переводится как воспитатель, который учит детей добровольно подчиняться авторитету. По пришествии веры (во Христе) дети получают новый статус: усыновление.

 

Сыновья и наследники

«Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (3:26, 27).

Термин «сын» в Библии связан с «возрастом» и «наследством». Следовательно, верующий, крестившийся во Христа, облекся во Христа, и по праву имеет часть в Его наследстве как сын и преемник Христа.

 

Одно во Христе

«Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (3:28, 29).

Разрушилась преграда, стоявшая между евреями и неевреями, (Еф. 2:14), «…ибо все вы одно во Христе Иисусе». Поскольку Христос есть семя Авраама (3:16), то Он - Наследник Авраама по обетованиям, а с Ним и все, крестившиеся во Христа.

 

От раба к сыну

«Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира» (4:1-3).

Апостол использует знакомый образ несовершеннолетнего сына, ожидающего момента, когда отец признает в нем наследника. [8].

Он радуется будущему наследству, хотя на том этапе ничем не отличается от раба. Кроме того, он, как раб, подчиняется опекунам и домоправителям. Посредством примера находящегося под опекой сына-наследника [9] апостол показывает положение его народа: «Так и мы, доколе были в детстве...», - тогда были в рабстве закона, порабощены «вещественными началами мира» («стоихион», греч.). Это указывает на человеческие правила и заповеди, добавленные «попечителями» и «домоправителями» к закону. То же самое слово «принципы» («стоихион») мы находим в Послании к колоссянам: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (2:8).

«Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира…» (ст. 20).

То есть, помимо законов, данных Богом, существовали и традиции, тяжким бременем возложенные на евреев. Задумайтесь над упреком, высказанным Иисусом Христом: «…И вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» (Лк. 11: 46); а также словами утешения, обращенными к народу: «Возьмите иго Мое на себя,… ибо Я кроток и смирен сердцем… » (Мф. 11:29, 30).

 

Полнота времени

"Когда же пришла полнота времени, Бог послал Своего Сына, рожденного от девы, чтобы искупить Свой народ, находящийся под законом, чтобы мы могли получить усыновление" (4: 4, 5).

Теперь понятно, что подразумевал Павел, когда приводил первый пример. По завершении определенного Господом времени опекунства, Бог послал Своего Сына. Чтобы искупить находящийся под проклятием закона народ, Он сам должен был родиться под законом, и исполнить все до последней йоты. Ибо Христос пришел не нарушить закон или пророков, но исполнить (Мф. 5:17).

О времени наступления этого момента Господь сообщил в пророчестве Даниила 9 (о 70-ти седьминах). Понятие «полноты времени» связано с общепринятым утверждением раввинов о Мессии, Который придет в назначенное Ему Богом время.

Фраза «Бог послал Сына Своего» указывает на то, что инициатива в этом вопросе полностью принадлежит Богу: Он избрал время, Он совершил искупление Его народа и только Его труд является основанием к усыновлению [10].

Авва, Отче!

«А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (4: 6,7).

Арамейское слово «Авва» означает «отец». В еврейских семьях так дети называли отца, выражая ему свою любовь и уважение. Вопль "Авва, Отче" исходит от Духа Божьего, Который подтверждает усыновление верующего. Та же самая мысль встречается и в Послании к ефесянам: «Вы… запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего…» (1: 13, 14).

Не забывайте, что сошествие Святого Духа свидетельствует о завершенном труде Христа и Его славе (Ин. 7:39). Хотя, в большей мере, усыновление и наследство связано с даром Духа Святого, что видно из Римлян 8: 15-17: "Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться».

 

Боги, которые в существе не боги

«Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги» (4:8).

Похоже, что здесь Павел снова обращается к верующим из язычников, которые, не знав Бога, служили идолам. В Танахе Израиль тоже был осужден за служение языческим богам. Вот слова Моисея: "Они… приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши" (Втор.32:17).

 

Тщета

Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы (4:9,10). В данном случае Павел вновь предупреждает об опасности возвращения к исполнению закона, дополненного человеческими преданиями, к соблюдению дней, месяцев (Чис. 28:11-15), времен (Лев. 23) и лет (напр., юбилейный год - Лев. 25; Втор. 15:1-11).

Обо всем этом Павел позже напишет в Послании к колоссянам: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе» (2: 16 и 17).

Павел призывает галатов вместо образов перейти к действительности.

«Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (4: 11).

С грустью он отмечает вероятность тщеты своих усилий.

 

Послание Павла от сердца к сердцу

В Послании к галатам 4: 12-19 Павел искренне обращается к верующим, называя их: «Дети мои». Его сердце разрывается от осознания того, что галаты заблуждаются: они отвернулись от Христа и встали на ложный путь.

«Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня: знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса» (4:12-14).

Описав все богатства, которые получает верующий на основании усыновления (ст. 4-7), апостол призывает: «Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы!»

Как учитель и апостол Павел не был высокомерным с галатами, у них было равноправие. Они поддерживали друг друга: он возвещал галатам Евангелие, а они являли милосердие во время его болезни. К тому же, Павла жестоко побили камнями в галатийской провинции Дервии (Деян. 14:19). Галаты не отвернулись от него как от изгоя. Они любили, заботились и уважали его, как будто принимали ангела Божьего, или Самого Иисуса Христа. Видимо, им были знакомы слова Господа Иисуса: «Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Ин. 1:20).

О великой любви галатов к Павлу, мы читаем в стихе 15: "Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне".

Это один из немногих текстов, косвенно указывающий на болезнь глаз у Павла, поэтому письма не всегда были написаны его рукой (Гал. 6:11; Рим. 16:22; 1-е Кор.16:21). Галаты, если нужно, готовы были отдать учителю свои глаза.

«Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?» (4:16).

Что Павла заставило написать эти строчки? Еще недавно галаты встречали его как Божьего посланца, но вдруг он стал им врагом. О, как непостоянно человеческое сердце! Да дело было и не в Павле, а в том, что галаты не устояли в истине. Павел написал Тимофею: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2-е Тим. 4: 3).

К сожалению, так иногда происходит и в наших собраниях. Прихожане, некогда носившие своего пастора на руках, из-за лестных слов, песен или музыки оставляют его.

«Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них. Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас» (4:17, 18).

Текст явно говорит о том, что к галатам проникли лжеучителя. Они хотят дискредитировать Павла, соблазнить верующих лжеучением и поколебать их веру. В них несложно узнать тех, о ком пророк Иезекииль предупреждал раньше: «…Горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?» (Иез. 34: 2).

Здесь Павел, как и в Послании к галатам 1: 7, 3:1 и 6: 12, не называет имен.

Это урок для нас. Лучше нам ревновать о добром, а не упоминать имя того, кто, как нам (или кому-то) кажется, неверно учит.

«…Чтобы любовь… еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве» (Фил. 1:9,10). И "…не в моем только присутствии у вас", - говорит Павел. Он преследовал великую цель, которая записана в следующем стихе: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (4:19).

Человеку нужно преображаться во Христа, а не в Павла, в апостолов или пусть даже в самого лучшего учителя. Вспомните, что говорил Иоанн Креститель: «Ему (Христу) должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3: 30). Свои теплые чувства к галатам Павел передает словами: «Дети мои». Использование греческого слова «текниа» (младенцы) говорит о его нежности и любви к ним. Такая форма обращения известна нам из Евангелия от Иоанна, апостола любви (1-е Ин. 2:1, 12, 28, 3:7, 18, 4:4, 5:21).

«Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас» (4:20).

Апостол вынужден говорить со своими «детьми» так резко - у него нет выбора. Любовь «сорадуется истине» (1-е Кор.13:6). Но эту истину Павел не может и не хочет скрывать от своих детей, даже если они посчитают его врагом (стих 16). Он уже писал в начале своего послания: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10).

Чтобы остановить проникшее в собрание лжеучение Павел прибегает к известной истории Агари, Сарры и их сыновей.

Подзаконный Израиль выступает в образе раба, а искупленные Христом - в образе сыновей.

«Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию» (4:21-23).

Высказав раньше пожелание верующим преображаться во Христа (4:19), Павел сейчас обращается к стремившимся оправдаться через закон галатам - это его форма увещевания. К Галатам 3:3: «Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» К Галатам 4:9,10: «…Для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы".

Итак, свою историю Павел иллюстрирует примером из закона о положении двух сыновей Авраама: Измаила - от Агари и Исаака - от Сарры.

В начале 4-ой главы Павел демонстрирует различие между законом и благодатью на примере раба и сына (наследника). Израиль в соответствии с законом был на положении раба, но, получив однажды искупление через Христа, они становятся сынами: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (4:7).

В последней части этой главы сыну рабы Исмаилу Павел противопоставляет сына и наследника по обетованию Исаака. Итак, полагающийся на оправдание через дела закона, в действительности, избирает положение сына рабы, лишая себя наследства. Он возвращается в положение «рожденного по плоти».

О том, насколько плоть враждебна духу, Павел пишет в Послании к римлянам: «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (8: 5 и 8). Он увещевает галатов в форме вопросов: «…Через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» (Гал. 3: 2-3).

Есть между Исааком и Измаилом и другое отличие. Исаак родился от «омертвелого тела» Авраама и «омертвелой утробы Сарры» (Евр. 11:11; Рим. 4:19). Чудесное рождение Исаака есть образ возрождения: от смерти в жизнь. Вспомните, что сказал Никодиму Господь Иисус: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:6).

«В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь» (4:24).

Павел подчеркивает: «В этом есть иносказание». Следовательно, иносказание в Писании есть, что вовсе не означает, что все Писание аллегорично. Называя пророческую истину аллегорией, мы часто теряем ее реальный смысл. Если же Дух Божий называет эту историю иносказательной, нужно искренне принять это. Поэтому древняя история обретает новое содержание, и оказывается, что: два сына - это два завета.

Интересно то, что заключенный между Богом и Израилем завет на горе Синай здесь сравнивается с положением Агари и Измаила, рабы и ее сына, олицетворяющими закон.

Второй завет, на который ссылается Павел, есть новый завет, о нем писал пророк Иеремия: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер.31: 31-33).

Возрожденный Израиль не исполнит этого закона собственными силами (плотью). Бог напишет его в их сердцах. И тогда Израиль будет не рабом, а сыном: «Они будут Моим народом».

Часто пророческие истины безосновательно принимаются как символы, что искажает их истинный смысл.

«Раб не знает, что делает господин его» (Ин. 15:15).

Иеремия пророчествовал о возрожденном Израиле: «И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31:34).

«Ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам. Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» (Гал.4: 25-27).

И соответственно обсуждается две лини: Иерусалима сегодняшнего, где, несмотря на разорвавшуюся завесу, неизменно проходит храмовое служение (вопреки заповедям Торы); и вышнего Иерусалима, многие образы уже которого уже воплотились в жизнь.

Вышний Иерусалим, надежда Авраама (Евр. 11:10), отражен в Послании к евреям 12:22-24 в связи с новым договором: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева».

Именно на небесную реальность, которая «матерь всем нам», и на «лучшее», могут уповать галатийские верующие.

И цитату Павла: «Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучавшаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь» (Ис.54:1), - нужно рассматривать именно в контексте грядущего искупления.

С одной стороны, это - слова утешения для тех, кто остался бездетным, но уже сегодня может войти в небесную славу «торжествующего собора» и «собрания первенцев».

С другой стороны, это место нужно рассматривать в контексте книги пророка Исаии 53:10 как духовное потомство, появившееся благодаря труду Христа на Голгофе: «Когда же душа Его принесет жертву умилостивления ...».

Образ искупленного семени, «неплодной, нерождающая» (напр., бесплодной Сары), мы находим в книге пророка Исаии 54:13: «И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих».

Будущее земное искупление Сиона и его сыновей (см. Ис.66: 8-12) является небесной реальностью. И в конце Мессианского царства нисходящий Иерусалим объединит небесную и земную реальности (Откр. 21). И наступит «рай на земле».

«Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной» (4: 28-31).

Теперь апостол обращается к верующим, детям и наследникам обетования. Пусть не забывают, что как Измаил и его потомки сопротивлялись Исааку и его потомкам, так и «рожденный по плоти» противится «рожденному от Духа». Но утешает обещание Господа Иисуса: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5: 10-12).

 

Обрезание

«Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (5:1).

Апостол приводит дополнительные аргументы к 4-ой главе для того, чтобы показать, что значит быть детьми не рабы, а свободной (Гал. 4:31). Тем не менее, свобода от рабства закона не означает, что мы стоим в этой свободе. Бог желает, чтобы ответом на Его спасение стала вера. В Писании есть много тому примеров.

Прежде, чем Господь дал землю Ханаан, народ должен был овладеть ею; до того, как иссякнут воды Иордана, в него ступили ноги священников; прежде, чем пал Иерихон по Божьему пророчеству, народ обошел его семь раз и затем вострубил в юбилейные трубы. Итак, верующему нужно устоять в свободе, полученной от Бога.

По описанию Павла, это не просто свобода, но «свобода, которую даровал нам Христос». Она диаметрально противоположна «свободе как поводу к угождению плоти» (Гал. 5:13). Истинная свобода, основанная на искуплении Христа, ведет к жизни во Христе. О ней Господь Иисус сказал в Евангелии от Иоанна: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (8: 31, 32). Настоящая свобода начинается с познания истины, воплощенной во Христе (Ин.1:17; 14: 6). В Нем отражены все тени закона (Кол. 2:16, 17; Евр. 10: 1).

Итак, 5-ая глава продолжает личное свидетельство апостола, начатое во 2-ой главе: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (2: 19, 20).

«Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон» (5: 2, 3).

«Все или ничего», - утверждал Павел. Кто обрезается, должен соблюдать и остальные постановления закона. В этом и состояло лицемерие тех, кто хотел вернуть галатов в иго рабства. Галаты были готовы обрезаться во избежание упреков и преследований со стороны евреев-ревнителей закона, а другие заповеди они игнорировали.

Смотрите, что пишет Павел дальше: «Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти» (6:12, 13).

«Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (5:4).

Здесь апостол подводит к самой сути вопроса. Ищущий праведности от дел, лишает себя благодати и - что еще хуже – остается без Христа.

На Апостольском совете, описанном в книге Деяний 15, этот вопрос подробно рассматривался. Евреи-христиане из Иерусалима учили, что если верующий из язычников не обрезывается, то он не спасен, то есть: обрезание как средство спасения. В Деяниях 16 читаем, что Павел, повстречав Тимофея, мать которого была еврейкой, обрезал его, и взял в миссионерское путешествие (Деян. 16:3). Отец Тимофея не был евреем, но в понимании раввинов Тимофей был евреем. Традиции, изначально введенные как «компромисс» или «красивый символ», с течением времени начинали доминировать, превращаясь в средство спасения. Ибо «малая закваска заквашивает все тесто», - пишет Павел (Гал.5: 9).

А Тит, в отличие от Тимофея, не был обрезан. Таким образом Павел подал четкий сигнал лжебратьям, вкравшимся к галатам, чтобы подсмотреть за их свободой, и поработить их (Гал.2: 4).

 

Истинная свобода через спасение во Христе ведет к жизни во Христе

«А мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры» (5:5).

«Мы» - это оппоненты тех, кто ожидает праведности от дел закона. Бог же признает праведность от веры, - принцип, объявленный Авраму. «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). Относительно обрезания Писание говорит: «И знак обрезания он (Авраам) получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность» (Рим. 4:11).

Логический вывод из этого находится в следующем стихе:

«Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (5:6).

Господу нужно обрезание сердца: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2: 28, 29).

Такое обрезание и такая вера достигается любовью, в которой заключается весь закон (5:14).

 

Вкравшиеся лжеучителя

«Такое убеждение не от Призывающего вас. Малая закваска заквашивает все тесто. Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение. За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы» (Гал.5: 8-11).

Очевидно, что в проповеданное галатам здоровое учение благодати попала закваска лжеучения. Этот же пример использовал Господь Иисус, говоря о лжеучении фарисеев и саддукеев (Мф. 16: 6, Лк. 12:1). Закваску не видно, но она проникает повсюду (ср.1-е Кор. 5: 6).

И постепенно галаты сдались. Они поверили не библейским доводам, а, как написал Павел к ефесянам, «хитрому искусству обольщения» (Еф.4: 14).

Павел приводит причины, которыми руководствовались лжеучителя галатов:

1. смутить (1:7)

2. извратить благовествование Христово (1: 7)

3. вкрасться, чтобы подсмотреть (за свободою) (2:4)

4. поработить (2:4)

5. прельстить верующих (3:1)

6. ревновать, но нечисто (4:17)

7. отлучить (4:17)

8. чтобы галаты ревновали по них (4:17)

9. остановить галатов, чтобы не покорялись истине (5:7)

10. вызвать брожение среди них, посеять раздор (5:9)

11. растревожить (5:10)

12. прекратить соблазн креста (5:11)

13. подстрекнуть (5:12)

14. желание хвалиться по плоти (6:12)

Путь наверх

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (5: 13-15).

Кроме ущерба для религиозной жизни, лжеучение вело к жизни плотской. Представляя читателю атмосферу в среде галатов, Павел низводит ее до уровня звериной: угрызаете друг друга, пожираете…

Как можно исполнить закон, существенной частью которого является заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (5:14)?

Павел постоянно устремлял галатов вверх:

- От раба к сыну (4: 7 и 31)

- От оправдания от закона к вере во Христа (5: 4, 5)

- От обрезания к новому творению (5: 6; 6:15)

- От поедания друг другом к служению в любви друг другу (5:15, 13);

- От исполнения желаний плоти к хождению в Духе (5:16);

- От тщеславия к жизни в Духе (5:25, 26).

 

Дух и плоть

«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (5: 16-18).

В Послании к римлянам 6 и 7 Павел подробно освещает эти противоположные понятия Духа и плоти. Он выявляет влияние доброго и святого закона на плоть: «греховные страсти», «всякое пожелание», «оживший грех» (Рим. 7: 5, 8 и 9). «Если же вы духом водитесь, то вы не под законом». То есть, не рабы своей плоти. Ибо от нее происходят: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, и т.д. (5: 19).

В общем, Павел насчитал 17 характерных для плоти пороков, в том числе и ссоры (5:20). Мы уже установили связь между «спорами по учению» и блудодеянием. Но, с другой стороны верно и то, что плотская жизнь является не только благодатной почвой для всякого рода лжеучений, но и причиняет много хлопот при переходе от молока к твердой пище (см.1-е Кор.3: 2, 3).

 

Наследие Царства Божьего

«...Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (5:21).

Апостол уже говорил об этом раньше (1-е Кор. 6:10), и в Послании к ефесянам 5: 5 он предупреждал о тех, кто «...не имеет наследия в Царстве Божьем».

Отсутствие наследства не исключает вероятность его получения (ср. Ин 3: 5).

Наследство нужно рассматривать в контексте 1-е Кор. 3: 14, 15: «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но как бы из огня». Противопоставление «Вы же - Христовы...»(ст.23) может указывать на то, что здесь речь идет не о возрожденных людях. И в этом случае им нет части в наследстве, так как они не войдут в Его Царство.

 

Плод духа

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (5: 22-24).

Несправедливо порой говорят о плодах (во множественном числе) Духа. Это один плод, обладающий 9-ю свойствами, который происходит от одного Духа, цель которого прославить единого Спасителя Иисуса Христа. Здесь читаем, что «...Христовы распяли плоть со страстями и похотями». «...На таковых нет закона».

«...Ибо», - пишет апостол, - «...законом я умер для закона, чтобы жить для Бога» (Гал. 2:19).

 

Закон Христов

 «Братья! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушеннным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (6:1, 2).

Всесторонне исследовав закон Моисея, Павел переходит к Христову закону.

Его отношение к обоим законам выражено в 1- ом Послании к коринфянам: «..Я был... для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона перед Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобресть чуждых закона» (9: 21).

Павел уверен в том, что искуплен от проклятия закона (Гал. 4:5), и что среди чуждых закона язычников он может трудиться как чуждый закона. Но это отнюдь не означает, что Павел жил в беззаконии, ибо его жизнь была подзаконна Христу. Сравните с Посланием к римлянам 8: 2: «Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Получившего освобождение ведет Дух: «Если вы ведомы Духом, то вы не под законом» (Гал. 5:18). Плод Духа (5:22) регулирует наши взаимоотношения. Если кто-то и согрешает, то нужно исправить его «в духе кротости» (плод Духа). Ибо жизнь в благодати подразумевает милостивое отношение друг к другу: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».

«Ибо, кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом; ибо каждый понесет свое бремя» (6:3-5).

Жизнь по благодати несовместима с восхвалением собственного "я". Это самообман и тщеславие, которых не было в Павле: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (6:14, ср. 1-е Кор.1:31, 2-е Кор.10:17).

Каждый да понесет не только «свое бремя», но и бремена другого! Речь идет о нашей личной ответственности перед Богом, и ответственности друг перед другом оказывать взаимную поддержку.

«Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим» (6: 6).

Раньше апостолы сказали: «...Не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах» (Деян. 6: 2).

Наставляющий в Библии не должен иметь в церкви никаких иных обязанностей, дополнительных поручений, или искать средства к существованию.

Этим стихом Павел напоминает об обязанности получаемого наставления поддерживать своего учителя всякими материальными благами. Этот же принцип действует и в законе - заботиться о левитах, учивших народ (Втор.12:19; Мал.2: 7).

Слово, которым наставляли галатов в то время, были еврейские Писания.

«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет. Сеющий в плоть свою от плоти плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем; ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (6: 7-10).

Это серьезное и аргументированное предупреждение Павла. Не принимающий Христова закона и жизни по Духу фактически отвергает Господа и дарованную Им благодать. Сеющий в плоть и живущий прежней эгоцентричной жизнью рано или поздно пожнет свои плоды.

Дела плоти известны: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство и т. д. (Гал. 5: 19-21).

А вот плод Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5: 22). Он может стать благословением для многих, но, как заявлял Павел, во-первых для "своих по вере".

Заключение

В заключительных стихах (11-18) последней главы подведены итоги всего Послания к галатам.

Обрезание как средство от вероятного преследования:

«Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов» (стих 12).

Обрезание как способ прославиться:

«Ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти» (стих 13).

Крест - венец всей славы:

«Но я не в желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня для меня мир распят, и я для мира» (стих 14).

Новое творение важнее обрезания:

«Ибо во Христе Иисусе ничего не значит, ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (стих 15).

«Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию» (стих 16).

Павел проводит сравнение между нынешним Иерусалимом, который в рабстве (Гал. 4:25), и свободным вышним Иерусалимом (Гал. 4:26) с плотским Израилем (1-е Кор.10: 18) и «Израилем Божиим» - обозначением для верного остатка (ср. Рим. 2: 28, 29, 11: 5).

«Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (6:17).

«Язва» (греч. "стигма") или «клеймо». Во времена Павла клеймили рабов.

Так Павел подчеркивал свою принадлежность ко Христу и Его страданиям (2-е Кор.1:5).

А во всем - торжество благодати - красная нить всего Послания.

"Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь".

 


[1] Адресат «Послания к галатам» окончательно не установлен. По всей вероятности, оно обращено к верующим, жившим в провинции Галатии, областях Писидии и Ликаонии. Это церкви в Антиохии, Иконии, Листре и Дервии (Деяния 13:14; 14:6).

[2] Петр жил у кожевника, чья работа считалась нечистой.

[3] Эту область следует искать на юго-востоке от Дамаска. Скорее всего, он

там работал. См. 2 Кор. 11:32, 33 и Деян. 9:22.

[4] Слово "дело, работа" (греч."energeitai"- "энергетик") относится к силе Евангелия. В 1-е Фес. 1:5 написано: "…но и в силе (греч.: dunamis - динамис), и во Святом Духе, и со многим удостоверением".

[5] Вспомните предсказание о разрушении Иерусалима в 70 году нашей эры. (Лк. 19: 43, 44).

[6] Слово "завет" (греч. «диатеке») указывает на последнюю волю человека (завещание), которая заверена нотариально.

[7] Согласно генеалогии Господа Иисуса (Мф.1) Он назван Сыном (Наследником) Давида и Сыном (Наследником) Авраама.

[8] Сравните с притчей о "блудном сыне" (Лк. 15).

[9] Эта форма опеки описана и в раввинистической литературе.

[10] Слово "сыны" здесь уместнее, чем "дети". Это связано с усыновлением и правом на наследство