nl  Dutch site

Материалы

Как правило, при знакомстве, кроме пожатия руки мы сообщаем еще и имя. Оно от рождения является не только нашим личным обозначением, имя есть признание окружающими факта нашего существования. Надо сказать, что на земле проживает огромное количество людей с похожими именами, но есть Личность, имя Которой уникально.

О Боге люди уже сказали достаточно.

Фраза: «Я верю в Бога», - скорее всего, найдет положительный отклик в нашем сердце. Иногда, пообщавшись с ее автором, понимаешь, что его представление о Боге в корне отличается от того, чему учит Писание. А что парадоксальнее всего, случается, что он вообще ее не читал. Тогда в какого Бога он верует?

Скорее всего, такой человек находится в плену собственных образов и представлений о Нем.

Павел говорит в 1-е Кор. 8:5,6: «Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, - но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им».

Для Павла (как и для всех верующих) существует один Бог - Отец. Одним из Его уникальных качеств является желание установить отношения с человеком, и в большей мере оно исходит от Бога. Единый Бог желает сообщить человеку Свое Имя.

 

Как Его Имя?

В начале служения Моисей сказал Богу (Исх. 3:13): «Вот, я приду к сынам Израилевым, и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?»

В то время Израиль находился в египетском рабстве, где существовало многобожие. Божества отличались друг от друга именами, которые присвоил им человек (часто под сатанинским влиянием).

Ошибочно полагать, что «Бог» - это имя. В свете Писания, называя Бога Богом (См. Пс.73:1; 74:1; 93:1 и т.д.), мы понимаем при этом, что у Него есть имя.

Слово «Бог» проводит границу между Творцом (Быт.1) и Его творением. Он есть Дух, мы - плоть.

Кто-то говорит, что Бог один, и у евреев, и христиан, мусульмане называют его «Аллах», индусы - «Вишну», и т.д.

Божеству дает имя человек, а истинный Бог открывает ему Свое Имя. И знать его жизненно необходимо.

На вопрос: «Как Его имя?» Бог ответил Моисею: «Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам». (Исх. 3:14).

Важно помнить о том, что в Библии имя практически всегда несет некую информацию о человеке или о месте его пребывания. В Слове Божьем имена имеют особое значение. Что полностью относится и к имени Бога, только в самом совершенном смысле этого слова. Имя Бога в точности передает Его сущность, то, Кем Он является. В оригинале слова Бога из книги Исход 3:14 звучат так: אהיה אשר אהיה«Йехей Ашер Йехей», - и означают: «Я буду Тем, Кем Я буду». Так Бог объяснил Свое Имя.

В Исх. 3:15 читаем, что говорит Бог:

«יהוהйод», «хэй», «вав», «хэй» на иврите), Бог отцов ваших, (...) послал меня к вам».

Значит, тот, кто говорит с Богом или о Нем, должен называть Его: יהוה«ЙХВХ».

 

Что означает Его Имя?

Как видим, Бог лично открыл значение Его имени. Рассмотрим это подробнее.

Еврейское слово אהיה«Йехей» встречается дважды в связи с Именем, и перевести его можно, как: «Я есть». В обоих местах оно связано либо с особенностью языка в целом, либо со способом его передачи. Смысл речевого оборота становится понятным, если сравнить его с похожими примерами из Писания.

Их три - (курсивом в тексте показан повтор):

1-я Цар. 23:13(перевод короля Якова - KJV, синод. перевод): «Тогда поднялся Давид и люди его, около шестисот человек, и вышли из Кеиля и ходили, где могли. Саулу же было донесено, что Давид убежал из Кеиля, и тогда он отменил поход».

2-я Цар. 15:20(KJV, синод.перевод): «Вчера ты пришел, а сегодня я заставлю тебя идти с нами? Я иду, куда случится; возвратись и возврати братьев своих с собою; милость и истину с тобою!».

4-я Цар. 8:1(KJV, синод. перевод): «И говорил Елисей женщине, сына которой воскресил он, и сказал: встань, и пойди, ты и дом твой, и поживи там, где можешь пожить, ибо призвал Господь голод, и он придет на сию землю на семь лет».

Таким образом, со всем почтением и осторожностью, можно предположить, что значение имени Бога следующее: «Я есть, Кто Я есть / буду / должен / могу быть. В Его имени отражена Его сущность.

Для Бога нет ничего невозможного, Ему подвластно все и Себя Он не отвергнет: «Я – Тот, Кем (согласно Своей природе) могу быть». Учитывая природу Того, о Ком мы говорим, Его Имя, возможно, лучше читать, как: «Я буду Тем, Кем пожелаю».

В контексте книги Исход 3 и 4: «Я буду Избавителем». Его намерение было стать Спасителем - и Он стал Им.

Зачем читать / произносить Его Имя

В свое время из величайшего уважения к имени Бога и страха нарушить третью заповедь, раввины решили не произносить Его имени, а называть Его: «Адонай» («Господин», «Господь»). Все страхи и сомнения вполне объяснимы. Но зачем замалчивать Его имя? Разве для этого Он открыл его нам, чтобы мы навсегда его забыли?

В книге Исход 3:15 (б) Он говорит: «Вот имя Моеיהוהна веки, и памятование о Мне из рода в род».

Заповедь не запрещает Его имени вообще, а повелевает, не произносить его напрасно!

К счастью, о Его имени мы читаем в Деяниях 4:12: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (то есть, именем Иешуа Мессии hаНоцри, Деян. 4:10). Часть Его имени יהявляется частью слова «Аллилуия», т.е «хвала Иа / Иах ».

Не лучше ли, чтобы имя Божье не сходило с наших уст в знак благоговения и уважения перед Ним, ибо в нем заключается Его великое и благое обещание нам, верующим.

«Хвалите Господа Яхве, ибо Господь благ; пойте имени Его, ибо это сладостно». (Пс.134:3).

«Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена; ибо велика милость Его к нам, и истина Господня вовек. Аллилуия» (Пс.116).

 

Имя Бога и человек

Имя Бога в Писании впервые встречается в книге Бытия 2:4. Там написано о сотворении человечества, в частности, об отношениях Бога с человеком. Следовательно, имя Бога было известно уже от начала творения. См. также Бытие 4:26, где написано: «У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа - יהוה».

Некоторые библейские толкователи считают, что имя Его было осквернено, так как им называли идолов. Очевидно и то, что имя יהוהпризываливерующие. См., например, Быт.12:8; 13:4; 26:25. Думаю, что именно в таком ключе следует читать 4-ю главу книги Бытия. Что же это, как не публичное исповедание имени Господа верующими Сифом и Енохом? Это мое мнение.

Бытие 21:33 так объясняет Его имя: «Авраам посадил рощу в Беэр-Шеве, и призвал там имя Господа, Бога вечного».

Здесь мы видим, что יהוה - имя вечного Бога. Бог есть вечность. Он был и будет всегда, что запечатлено в Его имени, отражающем Божью суть. Верующим явно было известно Его имя и значение как вечного Бога до того, как Бог явился Моисею. Все же абсолютный его смысл стал понятен после явления Бога – יהוהМоисею. Думаю, Исход 6:2 следует читать именно так.

Это имя упоминается в контексте отношений между Богом и верующим. Следовательно, для верующего Его имя - гарант получения Божьих обетований, и Он никогда не будет постыжен за него.

 

Бог неба и земли

В Бытии 21 Авраам узнает смысл Его имени. Несколькими главами позже из разговора «праотца верующих» со своим слугой явствует, что значение имени увеличилось: «И клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу» (Быт. 24:3).

Сказано: «Богом неба и Богом земли». Такая терминология уникальна, и больше нигде в Писании не использована. Словосочетание «Бог неба» встречается еще, а о «Боге земли» читаем только в Откровении 11: 4.

יהוה- «Бог неба и земли». Он - единственный истинный Бог, о чем записано в Мф.4:10. Искушаемый сатаной Иисус сказал: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

Ему принадлежат обе «сферы» - Он сотворил небо и землю. За всем происходящим на земле Он наблюдает с небес. «Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему» (2-е Пар. 16:9). Он управляет всем, потому Авраам называет Его своим Богом, и ожидает Его водительства в жизни Исаака (при выборе невесты). Из истории нам известно, что Он замечательным образом осуществил это.

Кто носит это Имя?

Вопрос может показаться странным. Все же, давайте задумаемся над ним.

Иногда слышишь, что только Сын носит Его имя, потому что Отец явил Себя в Сыне. Это истинно. Но тогда как Бог открывался до явления миру Сына? И в Танахе Бог являл Себя через Сына, потому что написано в Евангелии от Иоанна 1:18: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил».

Читая Бытие 18:1 о том, что יהוהпосетил Авраама, делаешь вывод, что там тоже был Сын, но до облачения в плоть.

Вывод: Сын носит Имя.

В псалме 109:1 написано: «Сказал Господь יהוהГосподу моему לאדני(лАдони): воссядь одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Из объяснения Господа нашего Иисуса Христа в Мф. 22:44: «Господь мой / אדני(Адони) является Мессией, сыном Давида, и обращался Он к יהוה(Отцу)».

Вывод: Отец носит Имя.

В Танахе читаем и о Духе יהוה רוח(Руах ЙХВХ), что относится к Святому Духу.

 

Сложные Имена יהוה

Имя Бога в Танахе часто состоит из нескольких слов, первое из которых יהוה. Таких имен десять и они указывают на определенные качества יהוה:

יראהיהוה              ЙХВХ Ире                                   Быт. 22:14

רפאךיהוה              ЙХВХ Рофека                 Исх. 15:26

נסייהוה                 ЙХВХ Нисси                     Исх. 17:15

מקדשכםיהוה           ЙХВХ Мекадишкем           Исх. 31:13

שלוםיהוה               ЙХВХ Шалом                      Суд. 6:24

צבאותיהוה            ЙХВХ Цеваот                                  1 Цар.1:3

עליוןיהוה           ЙХВХ Эльйон                                   Пс. 7:18

רעייהוה             ЙХВХ Рои                               Пс. 22:1

צדקנויהוה         ЙХВХ Цидкену                                     Иер. 23:6

שמהיהוה             ЙХВХ Шамма                            Иез.48:35

Теперь перейдем к более детальному разбору.

 

Господь усмотритיראהיהוה(ЙХВХ Ире)

Это составное имя впервые встречается в Писании в связи с хорошо известной историей жизни Авраама, названного «отцом всех верующих» (Рим.4: 11,12), который прошел с Господом дивный путь. Бог славы явился ему, когда он еще жил в Уре Халдейском (Деян. 7:2). Верою он покинул свою родину, и, в конце концов, пришел в землю, обещанную Богом ему и его семени. После долгого, порою очень нелегкого ожидания, у него родился сын обетования. Аврааму тогда исполнилось сто лет, а его жене Саре - девяносто. Всевышний сотворил чудо в телах этих не очень молодых людей. Мы не в силах представить любви родителей к столь долгожданному для них сыну Исааку!

 

Вера Авраама проходит испытания

Через некоторое время, предположительно, когда Исаак был в возрасте от 15 до 20 лет, Бог приказал Аврааму: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22:2).

Ужас охватывает от одной лишь мысли об этом! Но вера способна произвести в нас такое послушание. В Послании к евреям 11:17,18, 19а читаем: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить».

Авраам повиновался Богу и был готов ко всему. Он взял своего сына, дрова для всесожжения, огонь и нож, и отправился на гору Мориа.

 

Мориа

Эта горная местность расположена неподалеку от старого Иерусалима (2-я Пар. 3:1).

Здесь, на горе Мориа через сотни лет на кресте отдал Свою жизнь другой Сын, Господь Иисус Христос. Исаак был прообразом той жертвы.

Имя Мор(иа) מריהимеет несколько значений. Приведем пять из них:

1. Избранный / отобранный יה(Иа / Иах-ом)

Место для всесожжения Аврааму указал יהוה. У него не было права на выбор. То же можно сказать и о жертве Христа. Бог предназначил Ему умереть на горе Мориа возле Иерусалима. Так установил и предсказал Бог.

2. Мой Учитель יה(Иа / Иах)

В целом история приношения в жертву Исаака была уроком для Авраама и для его сына. Прошла испытания вера Авраама - через это проходит каждый верующий. На горе Мориа Бог учил, что восстановить отношения с Ним можно посредством крови жертвы.

3. Откровение יהИа (или: явление Иах)

Все указывает на то, что יהוה лично открывает глаза человеку, чтобы тот смог увидеть заместительную жертву и понять, что Иисус есть יהוה.

4. То, что יהוהсделал очевидным

Этот пункт связан с предыдущим и обусловлен духовной слепотой, полученной от рождения. Только יהוהспособен показать нам наше состояние, и чудесным образом верою во Христа спасти тех, кто Ему доверился.

5. Усмотритיה(Иа / Иах)

Центральная мысль этого пункта заключается в том, что Бог от начала творения предвидел, что после падения человечество будет нуждаться в спасении. К этому вернемся позже.

 

1.יהוהПРЕДУСМОТРЕЛ - יראהיהוה(ЙХВХ Ире)

На третий день Авраам, Исаак и двое слуг пришли на гору Мориа. Авраам увидел это место издалека, и, оставив слуг, направился к нему вместе с сыном. Принесение в жертву Исаака - дрова, огонь, жертвенник - напоминает картину, когда Сын, взяв Свой крест, понес его на Голгофу.

Авраам разводит огонь и берет в руки нож. Огонь взят от жертвенника в Беэр-Шеве, где некогда жил Авраам. Огонь и нож символизировали его решимость как верующего. Путь Авраама был нелегким, полным соблазнов, но вера во Всемогущего одержала победу!

На пути к жертвеннику Исаак спросил у отца об агнце для всесожжения. Казалось, было все, за исключением главного – агнца. Может быть, Исаак, размышлял об этом на протяжении всего пути.

И вот, Авраам пророчествует о том, что случится здесь вскоре, и о том, что произойдет здесь почти через 2000 лет на кресте: «Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе» (Быт. 22:8).

Слово «усмотреть» является переводом древнееврейского слова יראה«ире», которое происходит от глагола ראה«раа», и означает: «видеть», «обеспечить», «кормить».

В оригинале речь идет не просто об овечке, но об абсолютно определенном агнце.

На предназначенном Богом месте Авраам устроил жертвенник для приношения и положил дрова, и связанного Исаака.

Писание не говорит о реакции самого Исаака на происходящее. Известно лишь, что в тот момент воцарилась полная тишина, которая, на мой взгляд, говорила и о вере Исаака. Он, как и его отец, был готов повиноваться Богу. Авраам потянулся за ножом, но внезапно услышал голос Ангела יהוה. Очевидными фактами были: благоговейный страх Авраама перед יהוה и его вера.

Однако сын не понадобился – יהוהусмотрел другую жертву, заместительную. Место Исаака занял запутавшийся рогами в чаще овен. Он стал жертвой для всесожжения (символ полной самоотдачи Господу и полноты примирения). Далее читаем: «И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится». (Быт. 22:14).

Итак, «יהוה- ире», – так Авраам назвал место, где установил алтарь. В пророчестве (ст.8) Авраам произносил слово «ире».

Составное имя, которым назван жертвенник, здесь мы встречаем его в первый раз, но, как увидим из последующих глав, не единственный.

«יהוה усмотрит». И уже усмотрел. Во дни Моисея все так же говорили: «На горе יהוה усмотрится».

Сегодня мы знаем, что Он усматривает все наши нужды, заботится о нас и знает, в чем мы имеем нужду.

Мы тоже проходим школу веры -יהוה испытывает нас, чтобы знать, что лежит в нашем сердце, и как мы ходим верою. В испытаниях проверяется то, что мы усвоили. Преодолеть всего собственными силами невозможно, а только силой Господа: «…Ибо сила Его совершается в нашей немощи».

Вывод

Слово «ире» («усмотрится») из 14-го стиха можно еще перевести как: «будет видно» или «יהוה предусмотрит».

Какое счастье понимать, что, предвидя человеческие слабости, Бог по благодати Своей за наши грехи и провинности обеспечил нам заместительную жертву!

יהוה: «Я буду Тем, Кем Я буду / могу быть».

В Мессии, Сыне Своем, Он примирил нас с Собой: «…Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2-е Кор. 5:19).

Он усмотрел Агнца, Который стал основой отношений сיהוה.Именно поэтому первое составное имя было возложено на жертвенник, ибо без распятого и воскресшего Сына Божьего невозможна связь с Отцом.

Тот, кто не придет к жертвеннику, погибнет. А стоящий там и призывающий имя יהוה, обретет спасение и вечную жизнь.

«Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим.10: 13). Хвала Его имени!

 

2. יהוה - ЦЕЛИТЕЛЬ ТВОЙ רפאךיהוה(ЙХВХ Рофека)  

Второе составное имя записано в книге Исход 15:22-26.

יהוהвывел народ Израиля из Египта и привел в пустыню. Бог не случайно выбрал это место. Подвергнув их испытаниям, Он хотел узнать их сердца. (Второзаконие 8:2)

 

Имя, которое называет Сам Бог

Первое имя месту установления жертвенника дал Авраам.

Второе имя Бог назвал лично: «Я Господь, целитель твой».

«К кому обращался Бог этим именем и для чего?» - спросим себя.

Вопрос закономерный с точки зрения изучения Библии. А выводы нужно делать осторожно.

יהוהобращается к Израилю (ст. 22) с четким условием: «…Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его (ст. 26)».

Эти слова подчеркивают необходимость послушания Богу: важно слышать и исполнять то, что Он повелевает. Бог выдвигает условие, и обещает предотвратить от Израиля любую болезней, которые Он навел на Египет. Потом называет Свое имя.

 

Болезни и грех

Древнееврейское слово מחלה«махалех» упоминается шесть раз (впервые здесь, в Исходе 15:26, затем в Исх. 23:25, 1-я Цар. 8:37; 2-я Пар. 6:28, 21:15; Пр. 18:14 (как страдание)). Прочитайте эти стихи в контексте Священных Писаний, и убедитесь в том, что в пяти примерах они относятся к исполнению Божьих постановлений. Как следует из книги Исход 9: 8-12, болезни, которыми יהוה поразил египтян, были связаны с их неверием и неповиновением.

Итак, что касается Израиля, то на примере этих стихов можно четко установить связь между грехом и болезнью. Другие стихи Писания также указывают на то, что из-за греха народа Бог угрожает им болезнью, например: «Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться» (Вт.28:27). См. также стих 35. Это заявление находится посередине проклятия, которое должно постигнуть Израиль, если народ не послушает יהוה, своего Бога.

 

Болезнь как образ греха                                                                                                                   

В Библии мы читаем, что через грех в мир вошла смерть (Рим. 5:12). Болезнь явилась следствием греха (подразумевается грех Адама в саду Эдема). Проявление непослушания отразилось не только на человечестве, но и на всем творении.

В Священном Писании болезнь может быть образом греха: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и не обвязанные и не смягченные елеем» (Ис.1: 5, 6).

Дальше у того же Исаии 53:10: «Но Господу (יהוה) угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня (יהוה) благоуспешно будет исполняться рукою Его».  

Здесь говорится о Господе Иисусе, сделавшимся жертвой за грех. Он был поражаем болезнью в смысле того, о чем написал Павел во 2-м Кор. 5: 21: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».

 

Исцеленный

Слово «исцелять» упоминается в Писании несколько раз и означает: «сделать цельным». Чаще всего применительно к болезни с последующим от нее полным исцелением через יהוה(см. Быт 20:17; Чис. 12:13). Основой слову служит еврейский глагол רפא«раффа», представленный в книге Исход 15:26 словом «целитель». Этот же глагол мы видим в Быт. 50:2; 2-я Цар. 20:5; 2-я Пар. 16:12; Иов 13:04; Пс. 102:3; Пс. 146:3; Иер. 8:22. Когда Бог произносит: «Я יהוה, целитель твой», - это означает: если народ будет повиноваться Ему, то его не поразит никакая болезнь египетская. Итак, послушание является профилактикой болезни.

Нужно научиться слышать диагноз, поставленный Господом: «...Все согрешили» (Рим.3: 23а). Здоровых нет, потому что все поражены грехом, но есть панацея: спасительные страдания и смерть Целителя - Мессии.

 

3. יהוה– ЗНАМЯ МОЁ   נסייהוה(ЙХВХ Нисси)

Преодолевать путь через пустыню к земле обетованной помогает уверенность в том, что יהוה- Целитель.

 

Вражеский знак

И пришли амаликитяне и воевали с Израилем (Исх. 17:8-16). Тактика врага описана во Втор. 25:18: «…Как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога».

Амалик - образ сатаны и его сил. Он - враг, атакующий в самое слабое место тогда, когда ты истощен и измучен. Потому нужно всегда быть начеку, чтобы ответить достойно.

Всевышний по великой Своей мудрости, допускает нападение Амалика, ибо таково Его намерение. Он узнал об уповании Израиля.

Моисей делает две вещи. Прежде всего, поручает Иисусу Навину выбрать людей для сражения с Амаликом. Во-вторых, обещает стоять на вершине холма с жезлом Божьим в руке.

 

Знамя

Следующим утром Моисей стоял на вершине холма, направив в небо «жезл Божий». Жезл, по сути, и есть знамя. Слово «знамя» נס(«нис» - ивр.), встречается еще в Чис. 21:8; Пс. 59:6 и Иер. 51:27. Жезл – визуальный символ, а труба - звуковой.

Знамя или штандарт является атрибутом любого сражения, войны. В прошлом оно было важной составляющей битвы. Знаменосец шел впереди с высоко поднятым знаменем. Смерть знаменосца, падение знамени наносили огромный моральный ущерб боевому духу армии. Жезла Моисея имел такое же предназначение: пока жезл направлен в небо, народу придавал силы יהוה. Когда Моисей уставал, его руки поддерживали Аарон и Ор. Дивное провидение, что они там находились! Эти трое были едины, над ними высоко в небе развивалось знамя, они молились, ожидая всего от Живущего на небесах. Их упованием был יהוה, сотворивший небо и землю. Бой продолжался весь день, а затем, как написано: «И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча» (Исх. 17:13).

Знаменем, молитвой на вершине холма и мечом победил Иисус Навин Амалика. Иисус Навин - прообраз Господа Иисуса Христа в Его борьбе с сатаной.

 

Жертвенник

Затем читаем: «И устроил Моисей жертвенник и нарек ему имя: Иегова Нисси». (Исх. 17:15)

Жертвенник есть место поклонения Богу. По Писанию - это место встречи человека с Богом. Его имя связано с жертвенником, так как неоспорима Его роль в победе над врагом. Он – Тот, Кто дал победу в борьбе против Амалика.

Уже во второй раз жертвенник назван Его именем. Первое название - «יהוהусмотрит» - говорит о Божьем промысле в Его Сыне, истинном Агнце на кресте Голгофы. Второй алтарь также свидетельствует о кресте и о Сыне. «יהוה- знамя мое». В названии отразилась победа Господа нашего Иисуса Христа над сатаной.

В Кол. 2:15 написано: «…Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою».

На кресте Голгофы Христос низверг сатану и его силы. Он одержал победу, ставшую нашим упованием.

 

Битва продолжается

После сражения יהוהвелел Моисею записать все в книгу для памяти и внушить Иисусу Навину, что יהוה совершенно изгладит из поднебесной память об Амалике. Израиль не полностью уничтожил амаликитян, но придет время, когда никто не вспомнит об Амалике, - по воле Бога, а не человека. В Исх. 17:16 написано: «Брань у Господа против Амалика из рода в род».

До этого говорится, о «руке на престоле יה(ИаХ)», в другом переводе: «Потому что יה(ИаХ) поклялся». Клятва с поднятием руки была залогом ручательства. Именно так поклялся

יהוה, что Амалик будет уничтожен.

У Израиля как народа было несколько стычек с Амаликом, так, например, история из книги Эсфирь, где вугеянин Аман попытался уничтожить народ Израиля. Царем амаликитян был Агаг (1-я Цар.15: 8).

Так и с сатаной. Он был побежден на кресте, но мы встречаемся с ним снова и снова. Он атакует, пытаясь разрушить нашу жизнь с Господом. Так он делал так вначале, так делает и сейчас, искушая неповиновением Богу. Замечательно, что Бог предусмотрел броню, которая, как пишет апостол Павел, поможет противостоять злому дню (Еф. 6:10-20)! Сражаясь против Амалика, יהוה вступит в еще большую битву с сатаной. Настанет день, когда память о сатане будет изглажена из поднебесной. В последней книге Библии читаем: «А дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20:10).

 

4. יהוה, ОСВЯЩАЮЩИЙ ВАС  מקדשכםיהוה(ЙХВХ Мекадишкем)

Это составное имя встречается в книге Исход. В Исх. 31:13 написано:

«Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас».

В отличие от рассмотренных раньше имен мы находим его пять раз в Писании: в Исх.31; в Лев.20:8, 21:8, 22:32 и Иез. 20:12.

 

Израиль отделен

Как и всякое составное имя, оно объявлялось либо Израилем, либо Израилю, которому Бог отвел особое место в Своей истории и дал особое поручение. В Исх.19:6 יהוה сказал Моисею: «А вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым».

Писание, бесспорно, говорит о святом народе. Слово «святой», в первую очередь, означает «отделенный», в смысле «освященный». Через заповеди Завета (см. Исх. 20 и т.п.), Бог выделил Израиль из других народов. Помимо десятисловия, Он дал им заповеди, уставы и постановления. Стена закона отделила Израиль от других народов. Касательно положения, то святым Израиль как народ стал от Хорива. Покорись они Слову Божьему - и мир, народы, окружающие Израиль, узнали бы о его святости.

Упоминание этого имени в других местах Писания связано с таким же условием: «Следуй Моему Слову».

Возможно, Его имя имеет значение только для Израиля? Отнюдь. Оно настолько же важно и для верующих, не евреев.

יהוה неизменен, следовательно Он по-прежнему освящает нас. О чем написано в Послании к евреям 13:12: «…То и Иисус, дабы освятить людей Кровью Своею, пострадал вне врат».

Здесь речь идет о примирительных страданиях и о смерти Спасителя. יהוהявился во плоти, умер как человек, а не Бог – Бог умереть не может. Цель Его прихода заключалась в том, чтобы освятить, во-первых, народ Израиля и Церковь (см. Тит. 2:14). В этом случае освящение означает не только отделение, а очищение, что подтверждает один из стихов Послания к Титу. Желанием и целью Бога было освятить Свой народ через кровь (= смерть) Иешуа (= יהוה спасает) вне врат. Ни у еврея, ни у не еврея нет иной возможности отделить и очистить себя, кроме той, которую предлагает Бог. Многие религии предлагают путь самоочищения, но Бог говорит: «Я Господь, освящающий вас». Человеческие усилия заводят в тупик, а дело Божье дарует жизнь!

 

Результат

Жертва Христа стала основой нашего освящения, которое в первую очередь относится к нашему положению. Павел пишет о статусном освящении в 1-е Кор. 6:11: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего».

Верующий проходит этапы очищения, освящения и оправдания благодаря труду Господа Иисуса Христа и Духу Божьему. После принятия Христа в жизни человека наступают огромные перемены. Павел пишет в своих Посланиях: «...Церкви Божьей, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас…» (1-е Кор. 1:2).

 

Повседневная жизнь

Касательно нашего положения: каждый верующий освящен Богом во Христе. В действительности все выглядит так: «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10: 14).

Во Христе каждый верующий совершенен, но, оказывается, он еще должен быть и освящен. Павел пишет в 1-е Фес. 5:23: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа».

Он освящает нас! Мы не можем сделать этого сами, да Богу это и не нужно. Он желает, чтобы тот, кто совершен в Нем, был освящен и в повседневной жизни. И не чуточку, а полностью. Бог желает не частичного, а абсолютного нашего освящения, которое Он установил. Он совершает его в нас Своим именем (יהוה, освящающий тебя). Если понимаем, что Он один совершает в нас это освящение, то находимся на правильном пути. Полагаясь на себя, мы остаемся без надежды!

 

Освящение через Слово и Духа

Мы убедились, что Бог освящает нас Словом и Духом. Господь Иисус говорит в Евангелии от Иоанна 17:17: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина». Господь молился об оставшихся после Его вознесения учениках. Слово истины в силе Святого Духа способно освятить каждого верующего. Следовательно, нужно читать Слово, и быть верным ему. Не будет практического освящения, когда Писание пылится на полке, и мы не живем тем, что в нем написано, - так мы препятствуем Его воле. «Ибо воля Божья есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» (1-е Фес. 4:3).

Бог использует Свое Слово и Дух для того, чтобы открыть нам все и освятить нас, потому что Он – «יהוה, освящающий тебя».

 

5.יהוהЕСТЬ МИР   שלוםיהוה(ЙХВХ Шалом)

В книге Судей (глава 6) записано следующее составное имя. Гедеон призвал это имя после встречи с Ангелом יהוה. Внимательно прочтите эту историю для того, чтобы увидеть параллель с историей призвания Моисея из книги Исход 3 и 4.

 

Бог призывает спасителя

Шестая глава книги Судей начинается описанием политической ситуации. В те времена над Израилем господствовали мадианитяне. А израильтяне бежали в горы и строили там ущелья, пещеры и укрепления. Писание называет причину несчастий: «Сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки мадианитян на семь лет». Рука Всемогущего была тогда над всем, что происходило в Израиле. Вследствие грехов народа исполнились слова Моисея из Втор. 28:25, и в Израиль пришли нищета и голод.

Такая дисциплинарная мера обратила людей к Богу, и они призвалиיהוה. Ангел יהוה явился Гедеону в тот час, когда тот выколачивал пшеницу в точиле. Занятие это было необычным, но правильным: до сбора урожая винограда было далеко, и враг вряд ли заглянул бы в виноградный пресс с тем, чтобы взять его содержимое. На поле и гумне можно было разжиться пищей. А Гедеон надеялся так сохранить пшеницу от грабителей.

За этим занятием Гедеона посетил Ангел – тот же Ангел, Который когда-то говорил с Моисеем из горящего куста. В тех обстоятельствах Его приветствие имело для Гедеона особое значение. «И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!» (Суд.6:12).

То, что Ангел и есть יהוה видно из стиха 14, где вместо слова «Ангел» названо имя. Мы читаем: «Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя». Иными словами, за Гедеоном стояла Личность, вызывающая благоговейный трепет, - Предвечный Бог, Единый и Всемогущий!

Гедеон, как и призванный Моисей, не горел желанием исполнять Его поручение. Так же, как Моисей, он находил разные предлоги для отказа: бедность семьи в колене Манассии, его собственный возраст - самый младший в семье отца своего (ср. 1-е Кор. 1:26-29). Однако поразительна реакция Бога на возражения Гедеона: «И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека» (Суд. 6:16). Если Бог указывает путь к победе, то она неизбежна!

 

Жертвенник

Осознав, что видел Ангела Господня יהוהמלאך«Малак ЙХВХ» ( = Бога), Гедеон испугался, ибо это могло означать его смерть (см. также Суд. 13:22). Но позже для него станут понятными слова יהוה: «Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь» (Суд. 6:23).

Приветствие «мир тебе» неоднократно повторяется в Писании. В этом эпизоде יהוהвпервые обратился с ним к человеку. В последний раз Господь Иисус произнес его в Евангелии от Иоанна 20:26, когда явился Своим ученикам.

«И устроил там Гедеон жертвенник Господу и назвал его: Иегова Шалом. Он еще до сего дня в Офре Авиезеровой» (Суд.6: 24).

В ответ на Слово Божье Гедеон устроил жертвенник, место поклонения, что свидетельствует о его вере. Гедеон строит алтарь и называет его: «יהוה Шалом», что означает: «יהוהесть (или посылает) мир». Существуют и другие значения слова «шалом»: процветание, покой и т. д.

Вот уже третий раз жертвенник назван Его именем. И всегда это имя произносит верный человек. Гедеон был уверен, чтоיהוהусмотрит, Он – его знамя, и Он - его мир!

 

6. יהוהГОСПОДЬСИЛ / ВОИНСТВצבאותיהוה(ЙХВХ Цеваот)

Составные имена, с которыми мы раньше познакомились в Писании, употреблялись редко, иногда только раз.

Имя יהוהЦеваот/Саваоф является исключением среди них: оно многократно упоминается в книгах Танаха и дважды - в Новом Завете.

В большей части библейской истории (от сотворения мира и до входа в Ханаан) имя יהוה Цеваот отсутствует. Впервые мы находим его в 1-ой Цар.1: 3: «И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там были Илий и два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа».

В то время левит Елкана, о котором написано в этой главе, был одним из верных. Он участвовал в основании института царств в Израиле. Его сыном (от Ханны) был Самуил, помазавший на царство над Израилем сначала Саула, а затем Давида. В действительности, книги Царств рассказывают об установлении царства Давидом, истинным и любимым царем Бога.

 

Значение

Узнав значение, понимаешь, почему это имя впервые использовано именно здесь.

Слово «Цеваот» или «Саваоф» есть форма множественного числа слова צבא«цаба», в значении «армия/война», которое происходит от глагола, означающего «воевать/сражаться». Кроме того, «יהוהвоинств» как титул («Господь Бог Цеваот») впервые встречается в книгах Царств: «И пошел Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним» (2-я Цар.5: 10).

Итак, мы видим, что יהוהесть Бог Цеваот, и это имя Ему принадлежит по праву. Под Его руководством находятся все небесные и земные (Израиль) воинства.

Красивое толкование этого имени дает 23-й псалом, который провозглашает:

«Господня - земля, и что наполняет ее, вселенная и все живущие в ней» (ст.1).

יהוה есть Господин всего и всех, потому что Он – Творец всего (ст.2).

Далее по тексту записаны условия, позволяющие человеку приблизиться к великому Богу. Здесь находим еще один Его титул: «Царь славы» (ст.7). С этим титулом Он войдет в Иерусалим (в ближайшем будущем). «Слава», «честь» - перевод с оригинала слова כבוד«кавод». Эту фразу можно еще прочитать как: «прославленный (или глубоко уважаемый, почитаемый) Царь». Этом псалом царь Израиля Давид написал не о себе.

В следующем стихе Давид спрашивает: «Кто сей Царь славы?». Вопрос повторяется в 10-м стихе. Стихи (7-10) 23-го псалма являются ярким образцом библейской поэзии, где чередуются вопрос с ответом:

Призыв:Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

 

Вопрос:Кто сей Царь славы?

Ответ: Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.

Призыв: Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

Вопрос: Кто сей Царь славы?

Ответ: Господь сил, Он - царь славы.

( Пс. 23: 2-10)

Вывод: Царь Славы естьיהוהЦеваот, Он - крепкий и сильный, Господь, сильный в брани!

Псалом полностью объясняет значение имени יהוהЦеваот, которое говорит о Царе - Творце и Господине всего.

 

Грядущий Царь

Это имя имеет отношение к Царю, Который придет установить Свое царство на земле. יהוה, предвечный Бог, Царь, воплотился в Иешуа Мессии. Его царство как Сына Давидова будет совершенным. Он установит его по возращении на землю. Вот почему это составное имя находится в книге Царств, где заложен план будущих событий: Давид, как образ Сына Его, Иешуа Мессии; Саул как образ антихриста, действия которого допускает Бог; Давид, который вместе с народом Израиля установил царство, сражаясь против окруживших его врагов. В будущем это совершит Господь Иешуа.

Последнее место из Танаха, где יהוהупоминается как Господь Цеваот находится в книге пророка Малахии 4:3: «И будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который я сделаю, говорит Господь Саваоф». Стихи 2 и 3 относятся к верующему остатку Израиля, который будет бичом в руках Бога для наказания врагов (см. также Михей 5: 1, 7, 8).

Произойдет это тогда, когда Израилем будет править Мессия, Царь, יהוה Цеваот. (Михей 5:1).

В то же время Его имя постоянно предупреждает о грядущем суде: «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет и вопли дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак. 5:4).

יהוה Цеваот слышит призывающих Его и вступится за них.

 

7.יהוה ВСЕВЫШНИЙעליון יהוה(ЙХВХ Элион)

Имя, к которому мы обратимся в этом разделе, тесно связано с предыдущим именем Бога, в чем мы убедимся. Оно трижды фигурирует в псалмах:

«Славлю Господа по правде его, пою имени Господа Всевышнего». (Пс. 7:18)

«Ибо Господь Всевышний страшен, - великий Царь над всею землею». (Пс. 46:3)

«Ибо Ты, Господи, высок над всею землею, Ты превознесен над всеми богами». (Пс. 96:9)

 

Тот, Кому принадлежит небо и земля

Еврейское слово עליון אל «Эль Элион» переводится как «Всевышний». В Библии оно применяется в значении: «Превознесенный над всеми и всем», - и используется довольно часто. В первый раз этот термин встречается в Быт.14. Он связан с историей Аврама, который вернулся домой после победы над врагами, и захватил, среди прочего, Лота и его семью. Ему навстречу вышел Мелхиседек, царь Салима, и произнес: «Благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли». (Быт. 14:19). Здесь слово «Всевышний» (Эль Элион) свидетельствует о Творце неба и земли, Который есть Бог Мелхиседека и Аврама. Другие боги - работа человеческих рук, но Всевышний сотворил все видимое и невидимое.

 

Дающий победу

Аврам одолел сильного врага и это было чудом Божьим. До завоевания Содома и близлежащих мест не было никого в земле Ханаанской, кто мог бы противостоять врагам. Вспомним великанов из книги Бытия 14, таких как рефаимы и эмимы (ср. с Втор. 2:11; 3:11), которых победил Аврам. По-человечески одержать победу над ними ему было не под силу, так как он был лишь пастухом. Но он стал прообразом Пастыря Израиля, Который для верных «…приготовит трапезу в виде врагов» (Пс. 22), ибо на стороне Аврама выступил Бог.

Мелхиседек так сказал о Боге после возвращения Аврама: «...И благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои» (Быт. 14:20). Ибо Он есть Всевышний, стоящий над всеми и всем, Который держит все в Своей руке и подчиняет все Себе. Человек, не признающий Его, также зависит от Него во всем (Деян. 17:28). Бог совершает «…все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11 и Деян. 2:23). Бог Эль Элион, как утверждает Его слово, предает одного человека в руки другого. Он - суверенный, потому что Он есть Бог Всевышний, и никто не может дать Ему совет. (Рим. 9:20,21; 11:33-36).

 

Властитель дает

После чудесного благословения царь Содомский делает Авраму заманчивое предложение: сохранить все завоеванное, за исключением людей. Что, должно быть, это были за богатства, несметные дары, полученные от восточных царей! Аврам, который был и так богат, мог стать еще богаче. Но ... он отказался от всего, призвав в свидетели Бога: «Поднимаю руку мою кיהוה, Богу Всевышнему, Владыке неба и земли» (Быт.14: 22).

Сделать Авраама богатым могло не богатство, а Тот, Которому принадлежит все. Все земные блага Авраам получил от Бога, поэтому и дальше хочет надеяться и полагаться на יהוה, Бога Эль Элион.

Бог Эль Элионесть יהוה. Имя и титул находятся рядом, в них выражена Божью суть.

Это урок и для нас: полагаться только на יהוהВсевышнего.

Апостол Павел свидетельствует о Нем в Флп. 4:19: «Бог мой да восполнит всякую нужду». Такова Его природа: давать, даровать!

 

Великий

В псалме 46:3 читаем: «Ибо יהוה/ Господь Всевышний страшен, - великий Царь над всею землею».

Мы видим здесь связь с именем יהוה Цеваот, что подчеркивает царственное положение Бога.

Он - не просто один из царей, Он - великий Царь, грозный, Его боятся, и у Его врагов есть все основания для этого. Как великий Царь Он предаст их в руки Израиля, как совершил это для праотца Израиля, Авраама.

Из псалма явствует, что יהוה Всевышний, избрал Израиль в Свой удел. Это относится и к земле Ханаан, Божьей земле, которую Он даст Своему народу. Израиль, как и другие народы, получит в наследство землю, границы которой определит Бог. Мы убедимся в этом, исследуя последнее имя Бога.

 

Всемогущий

יהוהВсевышний превознесен над всеми богами. Мы уже пришли к выводу, что имя отражает Его положение. Он - единственный, никто не может сравниться с Ним. Он велик и могуществен, Он - Всемогущий. См., например, в Чис. 24:16 слова Валаама: «Говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его». Всевышний, Он же и Всемогущий. О чем читаем в Пс. 90:1: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится». «Всемогущий» переводится на еврейский как שדי«Шаддай». В первый раз этот титул встречаем в жизнеописании Аврама. Изучив его подробнее в книге Бытия, понимаешь, что он связан с благословением.

שדי אל «Эль Шаддай» (= Бог Всемогущий) является Тем, Кто дает и Кто благословляет (Быт. 17: 1-8; 28:3; 35:11; 48:3; 49:25).

И мы пришли к тому, с чего мы начали: Властитель всего дает и благословляет.

 

Только Он

Всевышний превознесен над всеми богами. Он есть Творец и все существа по природе и положению весьма отдалены от Него. В истории творения действительно было существо, пожелавшее стать равным Всевышнему, херувим, из-за греха гордыни превратившийся в сатану. Об этом можно прочитать в Ис.14:14. Не достигнув своей цели сам, он попытался сделать это при помощи сотворенного Богом человека. В книге Бытия (глава 3), мы видим, как змей соблазняет Еву: «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их (плодов дерева), откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

И человеку после грехопадения хочется быть на равных со Всевышним – он хочет создавать, обладать, быть могущественным. В ближайшем будущем эта цель завершится откровением «человека греха, сына погибели, противящимся и превозносящимся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божьем сядет он, выдавая себя за Бога» (2-е Фес. 2: 3б, 4).

Но Бог воспрепятствует этому, потому что только Он является Всевышним. Он победит врага, ибо Он – Царь великий, Который будет править всем миром.

 

8. יהוהМОЙ ПАСТЫРЬרעייהוה(ЙХВХ Рои)

Возможно, это самое известное из всех составных имен. В Библии мы встречаем его всего лишь раз в одном из самых известных псалмов Давида. На протяжении столетий 22-ым псалмом утешали и поддерживали в трудные минуты жизни, в болезни и в смерти. Насколько мне известно, нет другого такого псалма, на слова которого было бы положено столько мелодий.

 

Пастырь

Слово «пастырь» или «пастух» довольно часто встречается в Библии, особенно в тех местах, где речь идет о животноводстве.В оригинальном тексте оно выступает не существительным, а глаголом. Еврейское слово «раа» упоминается более 140 раз в Танахе и часто переводится глаголом «кормить».

Имя Авель в переводе с английского буквально означает «кормилец овец». Казалось бы, нет у пастуха более важного занятия, чем кормить овец.

יהוה - Пастырь

В свете прочитанного мы видим, какое богатство заключено в имени Бога: Он хочет быть нашим Пастырем! Так было от начала мирозданья. Бог поместил человека в Эдемском саду, изобиловавшим пищей и водой. Он определил, где человеку жить, и что ему есть. Но трагедия состояла в том, что в дальнейшем человек пренебрег советом Бога в пользу «вора»!

«Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить» (Ин. 10:10).

Вор – это сатана, лжепастырь, обольстивший красивыми словами жену и доведший ее до греха, таким образом отлучив от Бога. С того момента человек встал на гибельный путь. В Исаие 53:6 звучит голос верующих: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь (יהוה) возложил на Него грехи всех нас».

Этот отрывок отображает человеческую природу: овца бредет, куда хочет, и без истинного Пастыря сбивается с пути; жизнь в беззаконии и отдаленности от Бога приводит к смерти (второй) (Откр. 20: 12-14). Фраза «совратились каждый на свою дорогу» говорит об индивидуализме и эгоизме человека. Грешник устанавливает собственные стандарты и правила, и мы снова слышим: «Я считаю…», «я думаю ...». Все это происходит под руководством лжепастыря.

Истинно же существует только один Пастырь - יהוה, Бог, открывший Себя в Писании, и в Сыне Своем, Который произнес: «Я есмь пастырь добрый» (Ин. 10:11).

 

Пастырь Израиля

יהוה в Танахе четко изображен как Пастырь Своих овец - Израиля. «Пастырь Израиля! Внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви Себя» (Пс. 79:1).

Далее в Танахе читаем, что избранный Богом Мессия будет истинным пастырем (Иез. 34:23; Михей 5:3,4). Он, как добрый Пастырь, жертвовал Своей жизнью, в первую очередь, ради Израиля (Деян. 3:25, 26). Но воскрес из мертвых и назван «великим Пастырем овец» (Евр. 13:20). Наконец, в 1-е Петр. 5:4 читаем о Нем, как о «Пастыреначальнике». Этот стих указывает на Его возвращение (в славе). Все это относится к Израилю.

Как добрый Пастырь, Господь говорил об одном стаде и одном Пастыре: «У Меня и другие овцы есть, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо, и один Пастырь» (Ин. 10:16).

יהוה - Пастырь мой

Существует четкое понятие о личных отношениях между пастухом и овцой. Каждый пастух отвечает за свое стадо, и овцы знают его голос.

Однажды в Шотландии в местности со множеством пастбищ я на себе испытал, насколько овцам важен голос их пастуха.

Как-то прогуливаясь, я позвал овец, а они бросились от меня врассыпную. Для них мой голос был чужим. Овцам важно не то, что они видят, а то, что они слышат. Евангелие от Иоанна 10: 3,5 подтверждает эту мысль: «Ему (настоящему пастуху) придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их (...). За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса».

Личные отношения с Богом важны для каждого человека для уверенности в том, что Он – твой, а ты - Его.

Услышав голос Господа Иисуса, призвав Его и доверившись Ему, без всяких сомнений на основании Слова Божьего можно утверждать, что мы имеем живую связь с Ним, и Он наш /мой Пастырь. Хоть в Танахе и в Евангелии мысль о Пастыре в первую очередь относится к Израилю, все же верующие во Христа также являются частью Его паствы (Деян. 20:28).

В Еф. 4:11 написано о пасторах/ пастухах.

У Давида были такие отношения с יהוה, которые вылились в его псалмы, актуальные и сегодня.

 

Его покой

В 22-ом псалме Давид пишет о покое, чувстве умиротворенности, полученном благодаря труду Пастыря.

«Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим» (ст.2).

Насытившись и напившись, овца ложится отдохнуть. Вот и Давид писал о достатке, который мы имеем благодаря труду нашего Пастыря.

Добрый пастырь в Евангелии от Иоанна 10:10 говорит: «…Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком».

Уверенность в том, что мы пребываем в Его покое есть благословение для нашей быстротечной жизни. Степень духовного покоя мы ощущаем под действием обстоятельств, позволяя Пастырю питать нас, тщательно пережевывая Его пищу и размышляя над Его Словом. Тогда в принесенных нами плодах (у овцы это - тук, шерсть и т.д.) будет прославлен יהוה.

 

Его водительство

В стихах 3 и 4 написано, что Он направляет нас «на стези правды». Правда или праведность связана с внимательным отношением к Слову Божьему, чего мы не делаем из-за своей природы. Позволив Ему управлять нашей жизнью, мы будем жить Его стандартами и Его волею. Так выберем Его Имя!

Даже в самые трудные минуты жизни не будем бояться, потому что Он - всегда рядом! Смотрите, как Давид от местоимения «Он» переходит к местоимению «ты», чтобы передать тесную связь между Пастырем и Его овцами. Пастух, чтобы отогнать, а при необходимости, убить хищника, обычно использует жезл. Посохом он направляет овец по нужному пути. Так יהוהзаботится о Своих овцах: защищает, исправляет и наказывает. Это благословение!

 

Его промысл

Всегда и везде Он являет Свою заботу о нас. В каких бы мы ни были обстоятельствах - Он с нами.

Имя Пастыря открывает доступ ко всему, что есть у Бога.

Есть ли что невозможное для Него? «יהוה– Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться».

Все имею. Бог знает и удовлетворяет всякую мою нужду (но не жадность)!

Павел говорит в Флп. 4:19: «Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом» (См. также Пс. 33:10).

 

Его назначение

От начала и до конца псалом передает взаимоотношения между пастухом и его овцами. Представим себе дом יהוה в виде овчарни, куда к концу каждого дня привозят овечек. Они там спокойно спят, охраняемые от опасностей ночи.

Давид надеется пребывать в доме יהוה многие дни, жить в Его присутствии, наслаждаясь Его покоем для тела, души и духа.

Павел в Флп.1:23 написал: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше».

Здесь, на земле, не видя Господа, мы ходим верою и надеждою на то, что: «יהוה Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться».

 

9. יהוהНАШАПРАВЕДНОСТЬצדקנויהוה(ЙХВХ Цидкену) (Иер.23: 6)

Слово צדקנו«цидкену» переводится как «наша праведность», и происходит от еврейского слова צדק«цедек».

В первый раз мы находим его в Лев. 19:15: «Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему, и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего».

Еще это слово можно перевести как «правда», «право» или «справедливость», его часто применяют в юриспруденции, в единицах измерения, и по отношению к Божьим стандартам. Например, Иов 8:3: «Неужели Бог извращает суд, и Вседержитель превращает правду?» Бог не может быть неправедным или творить неправду, потому что Он есть праведность. В Своем Слове Он четко говорит, что из-за грехопадения человек лишился праведности, и сам по себе не может оправдаться.

Павел подчеркивает в Рим. 3:10: «Как написано: «нет праведного ни одного»». Исходя из контекста, слова Павла в полной мере относятся как к евреям, так и к язычникам, и не являются исключительно новозаветним посланием. Фраза: «Как написано…», - отсылает нас к Танаху, к псалму 142: 2: «…Потому что не оправдается перед Тобой ни один из живущих».

«… Ибо дерево познается по плоду» (Мф. 12:33). С тех пор, как человек отведал плода от дерева познания добра и зла, он лишился праведности.

Уровень Божьих стандартов для нас недосягаем. Закон четко показывает это Израилю: «… Делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2: 16). Чтобы оправдаться перед Богом религиозные люди пытаются (часто совершенно искренне) выполнить все свои обязательства. Но это дорога в никуда!

Единственная возможность, которую имеет человек для достижения праведности – это יהוה. О чем свидетельствуют закон и пророки (Рим. 3:21).

יהוהесть праведность

Праведность, необходимая для общения с Богом, не сочетается с плотью. Как утверждает Библия, только Бог является праведным, Он - «жилище правды» (Иер. 50:7) и, «справедливый Судья» (Иер. 11:20). Явить миру правду Божью может только Он. Поэтому пришел Человек Иисус Христос во плоти. Не будучи грешником, Праведник умер за неправедных. Он взял на Себя все наши грехи и унес их в пустыню, землю смерти. Это обращение ко всем, кто верует в Него: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом» (2-е Кор 5:21).

Мы не просто оправданы, в Нем мы сделались праведными пред Богом. Мы, таким образом, не только избавились от всех наших грехов и неправды, но изменились полностью.

יהוה- оправдание наше

Неоднократно мы видели, как верующие выражали определённые качества Личности יהוה. Чтобы передать одно из Его качеств, они дополняли основу имени словом-характеристикой. Например: «יהוה - знамя мое» или «יהוה- мой Пастырь». Они исходили из личного пережитого опыта. Так поступали Моисей и Давид.

Слова из Иер. 23:6 несомненно произнесены от имени верующих, которые воззовут к Своему Машиаху и Царю, признав в Нём «יהוה– оправдание наше». Он -Тот, Кто оправдает их, и будет поступать справедливо на земле. После тысячелетий несправедливости отрадно видеть совершенную Божью праведность в своей жизни!

Как верно утверждает Писание: «Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила; к Нему придут и устыдятся все, враждовавшие против Него. Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево» (Ис. 45: 24, 25).

 

10. יהוה ТАМשמהיהוה(ЙХВХ Шама) (Иез. 48:35)

 

«יהוהШамма» является последним именем в списке составных имен Библии.

 

Истребление и восстановление

Имя это находится в конце книги пророка Иезекииля, которая была написана во времена вавилонского пленения. Она повествует о Божьем суде над Иерусалимом, одной из причин которого стало ужасное идолопоклонство избранного народа. Для того, чтобы пленники увидели мерзость своих грехов, יהוה назначил им стража - Иезекииля. Из видения он узнал, что слава Божья покинет город, потому что Святый не пребудет в месте осквернения святилища (Иез. 8). Славаיהוהпокидает святилище и город, о котором сказано, что имя Его будет жить в нем вечно. (Иез. 10:18, 19; 11:22, 23; Пс.131:13,14).

Помимо объявленного осуждения, у пророка мы читаем слова утешения и поддержки, обещающие Израилю восстановление и благословение.

Видевший своими глазами славу יהוהИезекииль в главе 43:1-7 пророчествует о ее возвращении. Кроме того, в последней главе изображены границы земли и ее передел, описание города и, наконец, название города «יהוהШамма» (Иез. 48:35).

 

Значение имени

Значение имени понятно: יהוהнаходится на этом месте. «Шамма» происходит от слова שמ«шам», которое переводится как: «здесь», «там», «на этом месте». Иезекиилю в видении был показан город, в котором пребудет יהוה и слава Его, идущая от востока. Он будет в Своем жилище, и так исполнится пророчество псалма 131:13.

Это имя также передает сущность Бога, Который, как написано в Слове, хочет быть рядом с человеком. Что видно с самых первых страниц Библии, когда יהוה явился в Эдемском саду (Быт. 3:8). Можно с уверенность сказать, что до грехопадения Бог постоянно приходил в сад для общения с человеком - для того он и был создан. Грех разделил Творца с Его творением. Отныне из-за мерзости греха Бог не может приблизиться к человеку.

 

Бог живет в шатрах

По выходу из Египта народ Израиля получил от יהוה заповеди, а Моисей - повеление строить святилище, о чем написано в книге Исход. Почему именно такое святилище? Потому что יהוה хочет жить среди Своего народа.

«И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх. 25:8).

Скиния как дом Божий использовалась в течение длительного времени, и, несмотря на грех и мятеж народа, יהוה по Своей милости, оставался среди Израиля. Знамением тому был столп облачный. Все тридцать восемь лет странствования по пустыне (после того как скиния была закончена) Он шел с ними и был на том месте.

 

Бог вселяется в дом

После служения скинии как дома Божьего в земле обетованной, Соломон возвел храм в Иерусалиме, на выбранномיהוהместе. Там, где ранее יהוה усмотрел овна для всесожжения, и где более тысячи лет после строительства храма Он усмотрит Агнца Божьего.

После строительства и открытия храма Соломона, он наполнился присутствием יהוה. И все, кто находился там, увидели, как облако славы наполнило дом Господень (3-я Цар.8:10, 11).

Затем Соломон говорил к народу и обратился в молитве к יהוה, и просил, чтобы Он услышал молитвы, направленные к храму, и простил их грехи. Бог ответил Соломону: «…Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил меня: Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там веки, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3-я Цар.9:3).

Это - Божье обещание пребывать всегда в том месте. Однако обещание, записанное в стихах 6-9, является условным. Единственное, чего требовал Бог, - послушания. Из Писаний (книга Иезекииля) нам известно, что Бог не выполнил этого обещания из-за несоблюдения условий Израилем. Когда после пленения храм был восстановлен, нигде уже не читаем о его наполнении славою יהוה, как было со скинией и первым храмом.

 

Бог живет в собрании

Грех не может отменить желания Бога жить с человеком. Всего через пять столетий после восстановления храма Он приходит к нему в другой храм, Его Тело (Ин. 2:19-21). Он приблизился настолько, что человек мог коснуться Его. Он был и есть Эммануил - с нами Бог. Сын Божий, Иисус Христос, живет среди людей (буквально, обитает) и некоторые верующие видели Его славу, например, на горе Преображения.

Бог желает общения с народом Израиля, но грех препятствует этому. Сына Его убили, а Израиль, отвергнув повторное предложения спасения, на время потерял особое свое положение. Но суть יהוהнеизменна, даже если дела идут иначе, чем мы предполагали. Становится явным то, что было сокрыто до определенного времени: существование Тела Христова – собрания, состоящего из верующих евреев и не евреев. В этом собрании осуществилось желание יהוה- Он живет среди верующих, Духом образующих жилище Бога (1-е Кор. 3:16; 6:9, Еф. 2:21,22; Кол.1:27, где говорится буквально: «Христос в вас»).

 

Новое святилище

יהוהопять обратится к Израилю после того, как Тело Христово исполнит свое предназначение, а затем остаток будет спасен. Так предсказали многие пророки и так будет.

Собрав Израиль от всех народов, Мессия приведет их в землю Ханаанскую, где будет восстановлен храм и, как написано в книге пророка Иезекииля (см. Зах.6:12, 13).

Мессия, явившийся во плоти и в прославленном теле, будет там, на том месте. Слова - «на том месте» - указывают на то, что произнесут их люди, оказавшиеся за пределами города. Потому что жители города должны были бы сказать «здесь». Подобная мысль есть и в книге пророка Захарии 8:23, где написано: «И будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами – Бог».

Иезекииль (глава 48) учит нас , что имя городу с того дня будет: «יהוה там» (ст. 35), - что подтверждает великое единство между יהוה и Его народом. Тот же принцип лежит и в основе имени «יהוה- наше оправдание», которым назовут город. Примечательно, что в Откровении вплоть до 21-ой главы, где изображена картина тысячелетнего Царства, нигде не встречается город с названием Иерусалим.

Что может означать, что у Иерусалима будет другое название, в котором объединятся два других имени: «יהוה наше оправдание» и «יהוה там».

 

Бог желает обитать среди человека

Как было уже отмечалось, желаниеיהוה– неизменно, и только Он может исполнить его в точности. В Откровении 21 и 22 написано о Новом Иерусалиме - прекрасном городе, улицы которого вымощены золотом, который будет называться: «Скиния Бога». Слово «скиния» указывает на то, чтоיהוהбудет рядом. Храм разделяет стена, а скинию – лишь завеса. В Откровении 21: 3 читаем: «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, и они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их».

Там не будет храма, потому что Господь (читай יהוה) Всемогущий Бог будет и Агнец будет их храмом. Описание города указывает на то, что יהוה пребудет на том месте со всеми вытекающими отсюда последствиями для Израиля, Церкви и народов. И сбудется написанное в конце 150-го псалма: «Все дышащее да хвалит Господа. Хвалите יהוה. Аллилуйя».

 

11. Естество / сущность Бога (послесловие)

 

В начале номера мы писали о том, что в имени Бога содержится вся информация о Его сущности. В имени Он открывает Себя и Свое естество, потому так важно знать Его имя. На основании Нового Завета нам известно, что יהוהявил Себя в Своем Сыне, Иешуа Мессии. Как верующим нам необходимо через Слово получить более глубокое представление о том, Кем Он является.

Павел в Послании к филиппийцам 3: 8 говорит: «...Ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего» и «...чтобы познать Его ...» (ст. 10).

Без Танаха невозможно понять Нового Завета. Мы убедились в том, что многое о Себе Бог открывает через составные имена, тем самым подчеркивая неразрывность связи человека с יהוה. Человек высокомерно думает иначе. А Бог от первого имени до последнего четко показывает, насколько велик грех человека, и что только Он может и хочет спасти погибшее для того, чтобы восстановить общение с Собой. Бог желает уничтожить все, что лежит на пути между Ним и верующим, чтобы в конце концов, те, кто еще не уверовали, осознали и признали Его величие.

 

Взаимная связь

Как я уже написал раньше, между Его именами существует определенная связь. Напомню:

Три имени были даны перед алтарем.

יהוה  усмотрит

יהוה- мое знамя

יהוה - мой покой

Три имени указывают на личные отношения верующего с Богом:

יהוה- мое знамя

יהוה - мой Пастырь

יהוה - наше оправдание

Два имени отражают взаимосвязь между Богом и верующим, и Его труд для него:

יהוה - наше оправдание

יהוה- там, в том месте

Семь имен, которые произнес человек:

יהוה - усмотрит

יהוה- мое знамя

יהוה- мой покой

יהוה Всевышний

יהוה - мой Пастырь

יהוה- наше оправдание

יהוה - там, на том месте

Три имени назвал Бог:

יהוה - целитель ваш

יהוה, освящающий вас

יהוה небесных сил

«Он есть и будет существовать всегда» - вот смысл Его имени, которое превыше всех имен. Оно священно для неба и земли. Только в вечности это имя займет достойное место, потому что там Бог будет всем и во всех.

 

Порядок составных Имен

Мы исследовали десять составных имен в порядке, который предлагает Писание. Такой порядок книг отличается от еврейского Tанаха. А значит, последним составным именем будет «יהוה Рои» - «יהוה- мой Пастырь» (Пс. 22) вместо «יהוה Шамма».

Изучив 22-ой псалом, можно сделать важный вывод: некоторые его стихи перекликаются с составными именами Бога:

Ст.1 «Я ни в чем не буду нуждаться» / «יהוה усмотрит»

Ст.2 «Он водит меня к водам тихим» / «יהוה- покой»

Ст.3 «Подкрепляет душу мою» / «יהוה- целитель»

Ст.3 «Направляет меня на стези правды» / «יהוה- наше оправдание»

Ст.4 «Ты со мной» / «יהוה- там, на том месте»

Ст.5«Умастил голову елеем» / «יהוה, освящающий вас»

Как замечательно, открывать для себя эти истины!

В соответствии с общепринятым порядком Библии, на котором было построено исследование в нашем журнале, последним составным именем является «יהוהШамма». Танах заканчивается книгой пророка Малахии, 4-я глава которой описывает наступление дня «יהוה воинств», что означает: «Он там есть / будет». Подобной мыслью завершается книга Нового Завета (Откровение 21 и 22), которая изображает присутствие Бога (יהוה) в Новом Иерусалиме. Иными словами: יהוהнаходится на том месте.

Я надеюсь и молюсь, что этот выпуск журнала поможет вам расширить представление о величии יהוה, даже, если, как утверждает псалмопевец, оно непостижимо:

«Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо» (Пс. 144:3).