nl  Dutch site

Материалы

Изъязвлен за грехи наши
Мучим за беззакония наши

 

Книга пророка Исаии. Стихи 52:13-53:12

 

Предисловие


Отрывок из книги пророка Исаии (52:13 - 53:12) принято считать четвертой и последней песнью о Рабе Господнем. Это одно из красивейших и интереснейших мест во всём Писании! Сколько раз я перечитывал его, исследовал, размышлял над ним в церкви и наедине с Богом. И оно продолжало удивлять меня и восхищать. Я поражён, насколько подробно в песне предсказаны события, которые произойдут только через семь столетий после её написания. Но больше всех меня восхищает Тот, Кому она посвящена, - Мессия Иешуа - воплощение Сына Божьего. Я вслед за пророком Исаией с уверенность могу утверждать, что Он изъязвлён был и за мои грехи, и мучим за мои беззакония, наказание мира было на Нём. Кто Ты, Господь Иешуа, так сильно возлюбивший меня?
Мы детально исследуем это мессианское пророчество Исаии. Моя работа не претендует на истину в последней инстанции – здесь есть ещё, что добавить. И эту возможность я с радостью предоставляю другим.
Я молюсь в надежде на то, что путём наших общих усилий мы добьёмся результата, который приведёт нас в восторг и изумление. Ради славы нашего Бога и Отца!

Веенендаал , декабрь 2013

Дж. С. ван де Хаар

 

 

Введение
«К этому-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати , исследуя, на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.» (1-е Петра 1:10-11).

Дорогой читатель!

О чём, по-вашему, написано в Танахе? Чему учат его тридцать девять Боговдохновенных книг? Какое их центральное послание?
Вне всяких сомнений, главное в них то, что они провозглашают Мессию, Помазанника и Господа. Того, в Ком и через Кого осуществляются все Божьи постановления. В Танахе записаны сотни мессианских пророчеств, среди которых пророчества о Его рождении, происхождении, служении, о том, как будет отвергнут, о Его страданиях и смерти, о воскресении, славе и установлении Его царства. В общем, предсказаний так много, что Мессию нельзя не узнать, когда Он придёт.

Самым полным из всех мессианских является пророчество, записанное в книге Исаии 52-13-53:12. Движимый Духом Божиим, пророк делает обзор различных событий, связанных с Мессией, часто называет конкретные детали, размещая их в хронологическом порядке. Прочитав полностью этот отрывок, понимаешь, что Мессия в начале должен пострадать, а затем прославиться.

Практически все слова из Исаии 52:13-53:12 в точности воплотились в Личности Иешуа из Назарета. Что подтверждают цитаты и ссылки Нового Завета. Вот пример. В книге Деяний 8:26-40 описана встреча Филиппа с эфиопским вельможей. Последний, читая 53-ю главу Исаии, спросил у Филиппа: «О ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?» (ст. 34). На что Филипп « ... отверз уста свои, и начав от сего писания, благовествовал ему об Иисусе» (стих 35).

Отрывок из книги пророка Исаии 52-13 - 53:12 не говорит об Израиле, как утверждают сегодня многие еврейские раввины, и даже некоторые христиане. Нет, в нём речь идёт исключительно о Мессии Иешуа из Назарета. О Нём пророк Исаия возвещал за семьсот лет до Его явления. В то же время именно в Иешуа исполнилось практически всё, что было предсказано. Согласно Исаии: «как овца Он был ведён на заклание» (53:7); был «причтён к злодеям» (53:12); был «погребён у богатого» (53:9); «Он узрит потомство долговечное» (53:10), и т.д.
Бесспорно, Исаия говорил об Иешуа.

В пяти главах нашего исследования мы постараемся рассмотреть все детали этого отрывка Писания. Чтобы убедиться в том, что, как было сказано, Мессия сначала должен был пострадать, а затем прославиться. Это предсказывали, читаем в Послании Петра (1-е Пет.1), ветхозаветные пророки, такие как, Исаия.

 

Куплет 1
(Исаия 52:13-15 )

Итак, в книге пророка Исаии 52-13 - 53:12 находится последняя из четырёх так называемых песней о Рабе Господнем. Первые три песни записаны в Исаии 42:1-7, 49: 1-9а и 50: 4-11. И все же, самая прекрасная из них четвертая, которую мы и рассмотрим. Она из них самая длинная, подробная и глубокая по смыслу.

В оригинале песнь состоит из пяти частей или куплетов, каждому из которых будет посвящена отдельная глава нашего исследования.

Вернёмся в машине времени на 2700 лет назад в библейские времена.

13. «Вот, раб Мой будет благоуспешен ,
возвысится и вознесётся, и возвеличится.
14. Как многие изумлялись , смотря на Тебя, -
столько был обезображен паче всякого человека лик Его ,
и вид Его - паче сынов человеческих :
15. Так приведёт Он в изумление многие народы;
цари закроют пред Ним уста свои,
ибо они увидят то, о чем не было говорено им,
и узнают то, чего не слыхали».
(Исаия 52:13-15 ) .

 

Кто это говорит?
Перед каждым новым куплетом нужно будет определить, кто его исполняет, то есть кому принадлежат его слова – чтобы лучше понять смысл написанного. Поэтому каждый куплет будет начинаться одним и тем же вопросом: кто и что говорит?

Давайте приступим к разбору первого куплета.

Кто здесь говорит? В Исаии 52:13-15 говорит Бог. Не сомневайтесь. В конце концов, никто, кроме Бога (как в стихе 13:2) , не называл Мессию Своим Рабом: «Вот, Раб Мой ...». Так говорит Бог о Своём Рабе. К тому же, это четвертая песнь о Рабе Господнем !

Христос - образ благоуспешного Раба
Затем читаем, что Раб будет благоуспешен: «Вот, раб Мой будет благоуспешен». То есть, во всяком деле Мессия будет иметь успех. Многие новозаветные примеры ясно говорят, что благоразумный раб - это верный и послушный слуга (Мф. 24:45-46 ; 25:21, 23 ; Луки 19:17), беспрекословно исполняющий волю своего господина. Разве это не о Мессии? У кого, если не у Него, этих качеств больше, чем у остальных? (См. также Ин. 5: 30б; 6:38). Разве не Он в Евангелии от Иоанна 4:34 сказал, что Его пища - творить волю Пославшего Его, и совершить дело Его. Мессия более других соответствует образу благоразумного Раба. За семьсот лет до этих событий Бог открыл нам это через книгу пророка Исаии (52:13). По мере изучения пророчеств мы познаем неизмеримую глубину смирения и верности Господа в исполнении воли Божьей.

 

Исключительное положение
Во второй части стиха говорится о том, что Мессия будет прославлен: «...Возвысится и вознесётся, и возвеличится». Слова-синонимы передают Его восхождения к наивысшей ступени славы. Из текста понятно, что такое исключительное положение Он займёт, потому что поступал благоразумно раньше, за что и возвеличит Его Бог.
Примечательно, что в первом стихе нет никаких подробностей - в нём общий принцип: Раб Божий возвеличится, поступая благоразумно. Детали изложены в последующих четырнадцати стихах.

 

Так обезображен
Уже 14-й стих детально описывает, в чём заключалось благоразумие Раба Господа, и к чему оно привело.
Написано, что многих удивит увиденное. «Как многие изумлялись, смотря на Тебя ...». Значение слова «изумиться» в оригинальном тексте: «испугаться», «прийти в замешательство», «окаменеть от неожиданности». Указана и причина замешательства. Бог предрекал, что лицо и тело Мессии будут изуродованы: « ...Лик Его столько был обезображен паче всякого человека , и вид Его паче сынов человеческих». Свет на это двойное пророчество проливает Новый Завет. Исаия предсказал, что Раб будет изувечен. Исаия предвозвестил само событие, другие пророки назвали причину и форму его осуществления.
Это пророчество мы рассмотрим по мере его предсказания и исполнения: от обезображенного лика к истерзанному телу.

 

Обезображенный лик
Почему лик Мессии был так обезображен? Как это случилось?
Когда Иисуса схватили в Гефсиманском саду, над Ним жестоко издевались в доме первосвященника Каиафы, били кулаками в лицо. Марк писал: «И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему : прореки. И слуги били Его по ланитам» (14 : 65). Поэтому лицо Его было в синяках и в крови.
В Римской претории на Его голову возложили терновый венец: «... И, раздев Его, надели на Него багряницу. И, сплетши венец из терна , возложили Ему на голову, и дали Ему трость в правую руку» (Мат. 27: 28 - 29a). Предположительно, венец, был сделан в форме шлема или короны из ветвей зизифуса (вид крушиновых). У него острые, как бритва, шипы 2,5 см длиной, которые до крови изранили голову и виски Иисуса.
Далее читаем, что Его били тростью по голове: «И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове» (27: 30). Это прибавило ран на Его голове. По лицу текла кровь. В третьей песни о Рабе Господнем Исаия писал, что Он подставлял щёки бьющим Его (Ис. 50:6а).
Раны обезобразили лицо Иешуа, как и предсказывал пророк Исаия (Ис. 52:14).

 

Обезображенное тело
Почему тело Мессии было таким изувеченным? Что произошло? От чего ещё, кроме бичевания и распятия, оно так пострадало?

Бичевание наносило человеку главный физический ущерб. «После римского распятия нет более мучительного наказания, чем римская плеть» , - утверждал некто. Бичевание так же отвратительно, как и его подробности.
Очевидец писал: «Абсолютно голого осуждённого с поднятыми руками привязывали двумя верёвками лицом к столбу. Бичевали, как правило, по очереди два воина. Кнут – римский флагрум – лежал у них на столе. Он имеет короткую ручку, в конце которой крепились три кожаных ремня со свинцовыми шариками величиной с лесной орех, или с костями предплюсны овцы. Ещё был твёрдый длинный кнут. С помощью такого страшного орудия с осуждённого буквально сдирали куски кожи. Систематически наносились удары от плеч до икр. Римлянин получал столько ударов, сколько мог вынести. До ста... После этого на спине у такого человека почти не оставалось кожи. Привязанный к столбу он висел без сознания в луже крови».

Позже из-за жестокости наказания римское законодательство запретило бичевать своих граждан (см. Деян. 22:25-29). Во избежание казни многие покупали римское гражданство за большие деньги.
Повинуясь воле Божьей, Мессия избрал для Себя это наказание. Он, как утверждал Исаия (50: 5 - 6а), добровольно предал Свой хребет: «Господь Бог открыл Мне ухо , и Я не воспротивился , не отступил назад . Я предал хребет Мой бьющим ...» . Какое послушание... Немыслимо!
Похоже, что псалом 128:3 также предсказывал зверское бичевание Иешуа. Как Господь сказал: «На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои».

Приговорённых обычно были плетью до распятия. « ... А Иисуса бив, предал на распятие» (Мф. 27:26 б). Тело Иисуса продолжали истязать. Во время этой казни пронзали запястья и лодыжки. Подробности распятия такие же ужасные. Еврейский историк Иосиф Флавий утверждал, что не было страшнее казни, чем распятие. Его придумали не римляне, а финикийцы Карфагена. Римляне только усовершенствовали его как научный метод, чтобы перед смертью жертва страдала максимально. Римское право запрещало казнить своих сограждан.

 

Реконструкция событий. Что перенёс наш Господь.

«Протяжённость дороги от претории Пилата до Голгофы, названной позднее «Виа Долороза», почти шестьсот метров. 12 минут ходьбы. Однако дорога узкая, извилистая и плохо вымощена камнями большого размера. По ней идёт огромная толпа фарисеев, саддукеев, разбойников и плачущих женщин, которые бьют себя от горя в грудь. Этой же дорогой идёт Иешуа, Который несёт на истерзанных плечах крест, руки привязаны к кресту. Ему тяжело. Он падает, и не раз, лицом вниз, а затем с трудом поднимается. Приговорённых постоянно бьют солдаты. Хотя Писание об этом не говорит. Написано только, что римский офицер заставил случайного прохожего Симона Киринеянина понести крест. Приказ он отдал не из сострадания к Иешуа, а потому, что отвечал за безопасность осуждённых – они должны прибыть живыми на Голгофу. До казни, чтобы не нарушить еврейского закона, Иешуа оставался в одежде, остальных преступников казнили абсолютно голыми. Итак, они пришли на Голгофу или «Лобное место». Жертву пригвоздили руками к кресту. Верёвки ослабили так, чтобы приговорённые ещё какое-то время могли шевелить руками. Затем Иисуса раздели. Из-за сорванных одежд из Его ран опять засочилась кровь. Таким Он предстал перед толпой. Крест или поперечину положили на землю. Приговорённого положили туда же, израненной спиной к столбу. Голова Его откинулась назад, руки широко растянулись. В то время как один или двое солдат держали кисть или локоть руки, третий забивал гвоздь в запястье. Ровно посередине, где предплечье переходит в кисть под бугром большого пальца. Одним ударом молотка гвоздь пронзил запястье и ещё несколькими - прочно закрепил его на кресте. То же проделывают и со второй рукой. Процедура занимает несколько минут. Гвоздь нельзя вбивать в ладонь руки, потому что тело в таком положении на кресте не удержится – кисти могут разорваться. Как писал по этому поводу французский анатом Десто, гвоздь нужно вбить в центре запястья. В таком случае может произойти ушиб или смещение суставов кисти руки, но не перелом. Человек, у которого хотя бы раз в жизни был перелом, растяжение или вывих, знает, о чём я говорю. Но и это ещё не всё. Через запястье проходит важный срединный нерв. У него двойная функция: он отвечает за координацию движений большого пальца, а также влияет на сужение и расширение сосудов, в зависимости от температуры. Гвоздь почти всегда задевает срединный нерв. Касание или повреждение этого нерва вызывает сильнейшую боль. Нерв при этом натягивается, как струна. Кроме того, от нервного импульса начинается судорога большого пальца и руки, и он загибается внутрь ладони.
Закрепив оба запястья, солдаты начинают поднимать деревянный крест. Сначала осуждённый сидит, затем встаёт и становится спиной к стойке. Потом поднимают и устанавливают распятие с приговорённым к смерти. Высота стойки обычно не превышает двух метров – чтобы было удобно солдатам. Такой относительно низкий Т-образный крест на латыни так и называется «низкий крест». Ступни осуждённого под наклоном опираются на небольшую подставку и также прибиваются гвоздём длиной в 20 см. Тело максимально растянуто на кресте, и основной вес на себя принимают руки. Ноги, сведённые вместе, слегка подгибаются. Таким образом Иисус висел на трёх гвоздях . При минимальной потере крови боль невыносимая - так начиналась борьба со смертью: между удушьем и нечеловеческой болью. Распрямить колени, вдох, жгучая боль в стопах , согнуть колени, тело сползает вниз, ужасная боль в запястьях , страшная тяжесть в груди, одышка, затем снова распрямить колени в медленном, смертельном ритме» .

Тело и лицо Иисуса были сильно обезображены от ударов, тернового венца кнута и креста. Всё, о чём говорил Исаия в 52:14, исполнилось.

 

Многие язычники удивлялись
Разобрав детально то, что стоит в скобках этого стиха, понимаешь, что вызывало удивление: «Как многие изумлялись , смотря на Тебя ...». Я думаю, что фраза эта относится к язычникам, и эту мысль подкрепляют слова: «Так многие народы приведёт Он в изумление ...».
Язычники удивятся унижениям и страданиям Мессии Израиля. Многие народы изумит весть о мучениях и смерти Мессии. Именно этот факт позволит Иешуа собрать «большой урожай» из языческих народов. Римский солдат, очевидец распятия Мессии, был одним из первых таких плодов (Мф. 27:54; Мк. 15: 39; Лк. 23: 47) .
Учитывая контекст, кажется, что, прежде всего, это относится к язычникам, родившимся во времена Мессианского царства. Что подтверждают как предыдущие, так и следующие стихи (Исаия 52:13 - 53:12 ), которые говорят об окончательном восстановлении Израиля и установлении Мессианского царства. В них написано об искупленном Израиле, восстановленном Иерусалиме и о радости оттого, что Израиль возвратился к своему Богу. Так будет во времена Мессианского царства.
Относительно цитаты из Ис.52:15 в Римлянах 15:21, - предположительно здесь ещё написано о язычниках, уверовавших в наше время - время Церкви.
Но, исходя из прямого контекста, в первую очередь здесь говорится о язычниках, которые уверуют во время Мессианского царства. Это случится главным образом благодаря проповеди верующих евреев. В Мессианском царстве народ Израиля, наконец, исполнит свою миссию - будет свидетельствовать о Боге (Ис. 43: 10-12; 44: 8). Мы читаем об этом во втором куплете, где написано, что верующие евреи будут открыто благовествовать.

 

Многие народы приведёт Он в изумление
Вернёмся к тексту. Если опустить то, что записано в скобках 14-го стиха, читаем: «Как многие изумлялись, смотря на Тебя ; ... Так многие народы приведёт Он в изумление». Подобно тому, как многих язычников ошеломят беспримерные страдания Мессии, по той же причине они и возликуют (или изумятся). Что это означает? Как страдания Мессии одновременно могут вызвать удивление и радость?
Разве спасение язычников - не результат Его страданий? Я думаю, так объясняется данный текст. То есть, там, где написано: «...Так многие народы приведёт Он в изумление», - говорится о том, что пролитая Мессией кровь изумит многих язычников и очистит от греха . Поэтому они возрадуются.
«Ибо они увидят то, о чём не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали». Слово «то» относится к Благой вести об искуплении через страдания и смерть Мессии.
В Послании к римлянам 15: 20-21 те же слова Исаии применены и к нынешнему времени: «Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании. Но как это написано: «не имевшие о Нем известия увидят , и не слышавшие узнают». В Исаии 52 :15б говорится о пока не уверовавших язычниках, которые уверуют через проповедь обращённых евреев (остатка Израиля); в Послании к римлянам 15:20-21 это - уверовавший еврей (Павел) , благовествующий неверующим язычникам.

В последнем устроении, устроении Царства, по словам Матфея 9:37-38, Господь пошлёт делателей, которые соберут для Него много жатвы. В этом видна рука Божья, протянутая грешникам. Ибо Бог не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (Иез. 18: 32; 33: 11; 1-е Тим. 2: 4 ; 2-е Пет. 3:9 б) . Первый куплет заканчивается прекрасной возможностью заглянуть в Божье сердце.

 

Куплет 2
(Исаия 53: 1-3 )

1 . «Кто поверил слышанному от нас ?
и кому открылась мышца Господня?
2 . Ибо Он взошёл пред Ним, как отпрыск ,
и как росток из сухой земли;
Нет в нем ни вида, ни величия ;
и когда мы увидим Его, нет красоты, что нас к Нему .
3. Он был презрен и умалён пред людьми,
муж скорбей и изведавший болезни,
и мы отвращали от Него лицо своё ;
Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» .
(Исаия 53:1-3 ) .

 

Кому принадлежат эти слова?
Как я отмечал раньше, очень важно, в изучении Библии, правильно установить того, кто говорит в данном отрывке. В первом куплете песни – это был Бог. Слова второго куплета, насколько я понял, произносит остаток Израиля. И, если быть более конкретным, будущий остаток Израиля. Я имею в виду тех евреев, которые в ходе семидесятой седьмины (Дан. 9: 24-27 ), между вознесением Церкви и возвращением Машиаха, обратятся к Богу, приняв Иешуа. В Исаии 53: 1-6 они (остаток) говорят об этом, как о свершившемся факте. Что чётко видно из четвёртого и пятого стихов: «...А мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом . Но Он изъязвлен был за грехи наши мучим за беззакония наши...». Четвёртый стих передаёт образ их мыслей до обращения, а пятый - после него. Очевидно, они узнают о распятии Иешуа из Назарета.
До обращения эти евреи считали, что причиной страданий Раввина из Галилеи был Его собственный грех, а после него - поняли, что Иешуа пострадал за их грехи .
Обратимся к тексту.

 

Неверие во многих евреях
«Кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?» Так начинается второй куплет. Чтобы понять, о чём в нём написано, рассмотрим две цитаты из Нового Завета: из Евангелия от Иоанна и Послания к римлянам.

Столкнувшись с неверием евреев, Святой Дух обращается к современникам Машиаха словами Иоанна: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него; что слово Исаии пророка сбудется , которое он изрёк: «Господи, кто поверил слышанному от нас и кому открылась мышца Господня?»»(Ин. 12:37, 38). Исходя из цитаты, Слова Исаии говорят о неверии евреев.
Это же видим мы и в Послании к римлянам 10:16: «Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: «Господи! Кто поверил слышанному от нас?»». Что было, то есть, то и будет. Во времена великой скорби (семидесятой седьмины) свидетельство остатка большей мерою принято не будет. Поэтому Господь говорит в Евангелии от Матфея 10:23: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых , как придёт Сын Человеческий» .
Как и во все времена, в период великой скорби большая часть евреев, пока Мессия не возвратится, будут неверующими. Меньшая часть будет благовествовать большей. К сожалению, большинство их не услышит, как не услышали в своё время Господа. Их разочарование выражено словами из Исаии 53:1: «Кто поверил слышанному от нас?» . В этом вопросе заключён весь трагизм ситуации. Если предыдущие стихи говорили о вере язычников, то эти - о неверии евреев. Обратите внимание, что первый стих этого куплета тесно связан с последним стихом предыдущего. Несмотря на разнообразие аудитории и её реакции на послание, оба стиха являются проповедью верующего остатка. Такую связь мы находим и в последующих куплетах песни, когда первый стих нового куплета продолжает последний стих предыдущего. Каждый раз между ними просматривается чёткая связь .

 

Обзор событий, которые ещё должны осуществиться
Тема проповеди стоит в начале стиха, а последующие пять стихов раскрывают её. Они похожи на обзор первого пришествия Мессии. Вместе с тем пророчества были написаны в тот период, когда они могли только предвещать Его приход. В них много конкретных деталей, которые расставлены в хронологическом порядке. Интригующих, но не раскрывающих тайны, оставляя место догадкам.

 

Явился в смирении
Смирением пронизана вся жизнь Машиаха: от рождения и до смерти. «Ибо Он взошёл пред Ним , как отпрыск,» - читаем , - «и как росток из сухой земли ...». Ответ на вопрос первого стиха находится во втором - неверие Израиля. Второй стих начинается причинным союзом "ибо": «Ибо Он взошёл пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли ...».
Кто-то написал, что сравнивая Его с «отпрыском» и «ростком», автор подчёркивал Его кротость и смирение. Росток - это черенок, побег, т.е., младенец, питающийся соками дерева (Иов 14: 7) или земли (Иез. 17:22). Росток не имеет ценности в человеческих глазах, его обычно отрезают, чтобы он не мешал дереву расти. Как росток может сравниться с величественным кедром? «И тогда, и сейчас многие евреи отрицают страдания Мессии. Зациклившись на Мессианских пророчествах о могущественном Царе, они не хотят в Нём видеть смиренного Раба.
Нет сомнений, что исполнятся и эти пророчества, когда Мессия вернётся, и как всемогущий Царь будет править миром из Иерусалима. Но, в первый раз Он пришёл, чтобы пострадать. Это было понятно с самого начала. Потому в Нём было такое смирение во всём. Христос пришёл в этот мир не зрелым мужем, а слабым беспомощным младенцем. И родился Он не в Иерусалиме, «городе великого Царя» (Пс.47: 2б; Mф.5: 35б ), а в Вифлееме, который «мал между тысячами Иудиными» (Mих. 5: 2). Семья Его была бедной (ср. Лк. 2: 24 с Лев .12: 8), поэтому вместо роскошной колыбели Его положили в ясли для скота. Надо сказать, что в целом, явление Мессии миру две тысячи лет назад прошло на фоне невероятной бедности.

 

Тот, Кто рос пред лицом Божиим
Итак, читаем, что этот нежный росток, этот отпрыск, рос. И, естественно, взрослел.
На всех этапах Своего взросления, утверждает стих, Мессия ходил перед лицом Божиим. Это значит, что очи Бога постоянно были обращены к Нему, чтобы никто не мог причинить Ему вреда. Вспомним, например, как Бог избавил Его, младенца, от руки Ирода (Мф. 2: 13-15) бегством семьи в Египет. С радостью и восхищением Бог Отец взирал на Своего предвечного Сына, облачённого в плоть, на крепкий и зелёный росток из Его народа в сухой и бесплодной земле Израиля. Эту мысль подтверждает Евангелие от Матфея 3:17, где написано: «И се, глас с небес , глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». В начале публичного служения Машиаха, оглядываясь на то, что «сокрыто», о чём повествовал пророк Исаия 53:2, Отец воскликнул: «... Сын Мой возлюбленный , в Котором Моё благоволение». Бог был доволен Мессией в тот отрезок времени, в который Он нас не посвятил. Ибо Иешуа стал зелёной свежей отраслью, взошедшей в бесплодной и сухой земле.
В конце земного служения, завершившегося Голгофой, Господь, ссылаясь на эти же слова из Исаии 53:2, обратился к рыдающим о Нём женщинам: «Дочери Иерусалимские, не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших (... ) Ибо, если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк. 23: 28, 31). Тем временем Мессия вырос. Или, на языке метафоры, превратился в зрелое дерево, оставаясь при этом зелёным и свежим. И Отец все так же взирал на Него с благоволением.

 

Духовная слепота
Если первая часть стиха показывает, каким Бог видел Мессию, то вторая часть отражает взгляд большей половины человечества: «Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему». Страшно подумать, какой контраст! Народ был слеп перед величием Мессии, но Бог видел его. Очевидно, для Бога важнее не физическое, а духовное состояние человека, как и поклонение Мессии, не показное, а внутреннее. Возможно, вы обратили внимание, что Исаия ничего не пишет о «сокрытых» годах Мессии. Он особо останавливается на Его публичном служении, начавшемся в возрасте приблизительно тридцати лет (Лк.3: 23).

 

Презираемый и оставленный
Несмотря на серьёзную ситуацию, описанную во втором стихе, в третьем стихе, по словам пророка, она только ухудшается. Здесь дважды он делает совершенно трагический вывод: «Он был презираем». Чуть раньше, во второй песни Исаии о Рабе Господнем, он называл Мессию «презираемым всеми», «поношением у людей и презрением в народе» (Ис. 49:7, см. также Пс. 21: 7). Посланник Божий, Мессия, был презираем в Своём народе! Как это не прискорбно, но это - неопровержимый факт!
Дальше пророк пишет, что «Он был отвержен» или «умалён пред людьми», то есть, Он вызывал презрение у людей. Первое обычно приводит ко второму. Кого презирают, того часто избегают. А поскольку Его презирали, Его и не приняли.

 

Муж скорбей
Определение «Муж скорбей» означает (в чём мы позже убедимся): «изведавший горе» ( болезнь). Смысл не в том, что Он страдал от болезней, - по крайней мере, Евангелие ничего не говорит об этом, скорее Ему, как врачу, пришлось увидеть много страданий. И эти страдания причиняли Ему боль. Разве не плакал Господь, когда умер Лазарь (Ин. 11:33, 35, 38 )? Разве не страдал оттого, что не был принят. В конце концов, Господь наш плакал, увидав неверие Иерусалима (Лк. 19: 41). Жизнь в погибающем и чуждом Ему мире сделала Его Мужем скорбей. Опять же, эти слова Исаия написал в контексте публичного служения Мессии, а не Его страданий на кресте. Поэтому Он и назван Мужем скорбей.
По этой причине, мы читаем, « ...отвращали от Него лицо своё». Эти слова, как я понимаю, тоже требуют небольшого пояснения. Сегодня тоже отворачивают голову от тех, кому хотят выразить презрение. Никто не посмотрит в сторону того, кто ему отвратителен, равно как и не поднимет опущенной головы тот, кем пренебрегают.
Затем пророк повторяет: «Он был презираем». Остаток подтверждает: «... И мы ни во что ставили Его». Но однажды они взглянут на Мессию другими глазами. Ведь они уже не узнали Его однажды. Всё изменится, когда они обратятся к Богу, Который откроет им глаза.

 

Куплет 3
(Исаия 53:4-6 )

4. «Но Он взял на Себя наши немощи,
и понёс наши болезни; а мы думали,
что Он был поражаем, наказуем и
уничижён Богом.
5. Но Он изъязвлен был за грехи наши,
мучим за беззакония наши: наказание мира нашего было на Нём,
и ранами Его мы исцелились.
6. Все мы блуждали как овцы,
совратились каждый на свою дорогу;
и Господь возложил на Него
грехи всех нас».

 

Чьи это слова?
В третьем, как и во втором куплете, слова, в основном, принадлежат остатку Израиля, который уверует в последнюю седьмину Даниила. Многое в этом куплете относится и к верующим другого периода времени. Прочтите пятый стих внимательно. Нет сомнений в том, что Мессия был изъязвлен и мучим за грехи и беззакония верующих других поколений. По сути, это основание для спасения каждого верующего, включая меня, верующего, нееврея, из язычников, живущего в период Церкви, а не во времена скорби.

Понёс наши болезни , взял на Себя наши немощи
Как я уже отметил, конец предыдущего куплета есть началом нового. В данном случае эту закономерность подтверждает слово «но». «Но (несмотря на это),» - начинает, вернее, продолжает Исаия. Это сочинительный союз, который вводит новую мысль, противоположную всему, что было высказано перед этим.
«Но,» - пророчествовал Исаия, - «Он взял на Себя наши немощи, и понёс наши болезни». Существует мнение, что слова эти утверждают, что Господь на кресте взял на Себя наши болезни и немощи. Однако, не следует их понимать буквально или в связи с распятием Мессии. Евангелие от Матфея 8: 16, 17, где находится исполнение этого пророчества, учит нас несколько другому: «Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных . Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни»».
Мессия страдал от человеческого горя, и, явив милость к больными и немощными, забрал их Себе. Не буквально, а образно. И не во время распятия, а до него. Эту мысль хотел донести до нас Исаия через Писания.
Парадокс заключался в том, что, когда Мессия взял на Себя страдания других, эти другие оставили Его наедине с Его ношей. Он обращал лицо Своё к ним, а они отворачивались.

 

Изъязвлен за грехи наши , мучим за беззакония наши
Затем во второй части стиха Исаия заявляет: «А мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом». Объяснить это ещё труднее. К чему относятся эти слова: к земному служению Мессии (как предыдущие) или - к Его распятию (как последующие)? Возможно, и к тому, и к другому, чтобы показать переход от одного к другому. Очевидно, что большинство евреев поддерживали страдания (в том числе Мессии), как непосредственное наказание от Бога вследствие грех-а(-ов). Например, история об исцелении слепорождённого из Евангелия от Иоанна 9:1- 41. Во втором стихе ученики спрашивают Иешуа: «Учитель, кто согрешил, он или родители его , что он что родился слепым?» В этом смысле многие евреи видели в Иешуа грешника, человека, страдающего за свой грех. Однако, это не так.
«Но», - утверждает остаток, - «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши».
Слова эти, несомненно, очень важные. К такому выводу приходишь, когда видишь как они расположены в тексте (в середине песни посреди куплета в середине стиха). Всё, что в Писании находится посередине, является важным. Как бы там ни было, это в самом деле так.
Попробуем разобраться, что здесь написано.
«.... Изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши». Очевидно, что Мессия (главным образом, по воле Божьей , ср. 53: 10а ) должен был перенести невероятные страдания;
«.... Изъязвлен за грехи наши...» ; Его раны и страдания – это наши преступления и беззакония.
«.... Изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши» : это связано с искупительной жертвой. Мессия будет изъязвлен и мучим за грехи и беззакония других. Вот значение этих слов.

 

Голгофа. Семь веков спустя
Пророчество это осуществилось семь веков спустя: 14-го нисана 3793г. по еврейскому календарю. Из достоверных источников, это была первая пятница апреля 32 г. по Р. Х. На Голгофе вне стен Иерусалима были распяты трое. На распятии Того, Кто висел посередине, было написано: «Сей есть Иисус из Назарета, Царь Иудейский». Это титул Мессии. После допроса в Синедрионе на еврейском совете, и у римского правителя Пилата, Ему вынесли приговор. Но вины никакой не нашли. Евангелия подробно рассматривают этот факт. Предавший Иешуа Иуда Искариот сказал: «...Согрешил я предав Кровь невинную» ( Мф. 27:4). А вот слова судьи Иешуа, Понтия Пилата: «Я никакой вины не нахожу в Нём». (Ин. 18: 38 б; 19: 4, 6). Свидетельство жены Пилата: « ...Не делай ничего Праведнику Тому» (Мф. 27: 19б). А это слова уверовавшего разбойника, который был распят вместе с Ним: «... Он ничего худого не сделал» (Лк. 23: 41б). Вот свидетельство римского солдата: «...Истинно Человек этот был праведник» (Лк. 23: 47 б).
Иисус - и это позже подтвердят апостолы - не совершил никакого греха (1-е Пет. 2: 22 ). Святость Мессии была абсолютной: в Его безгрешной природе и Его безгрешной жизни. Только такой могла быть жертва за грех. Только Такой, как Он, мог страдать за грехи других. Только в Нём могли исполниться слова Исаии 53:5.
Сделать это мог только Мессия и Он совершил это в часы, когда землю покрыла тьма. Те часы были решающими в деле нашего спасения. В те часы (в контексте Дня Искупления) наш Господь принял образ козла отпущения. И все наши грехи были возложены на Него. Он был осуждён вместо нас. За наши грехи в те часы Он был изъязвлен и наказан. Богом ...
«Господу угодно было,» - чётко сказано в десятом стихе пророком Исаией, - «поразить Его.» Итак, в течение тех часов, – если говорить о Дне Искупления – Он понёс все наши беззакония (Лев. 16:21б -22) . Он их унёс от лица Божьего. Это время было таким значимым для нашего спасения, потому что без Него мы не имели бы спасения. Как и прощения грехов.
Есть серьёзные различия между тремя первыми часами крестных страданий Мессии и тремя последними. Вернее сказать, между тремя часами света и тремя часами тьмы. При свете наш Господь страдал как Праведник, как Человек. Мир ненавидел Его, потому что Он свидетельствовал ему о злых его делах. Иешуа - свет, пришедший в этот мир. Творящий зло не любит света, и не стремится к нему по причине злых своих дел. В общем, в течение трёх часов света Иешуа страдал за истину. Так было и на заре истории человечества: Каин убил Авеля, потому что дела его были злы, а дела брата его праведны. В часы света наш Мессия не нёс никаких грехов. Грехи были возложены на Него в часы тьмы. В Мессии наши грехи были осуждены, за беззакония наши Его поразил святой Бог.
Поэтому очень важно чётко понимать, что произошло в течение трёх часов света и трёх часов тьмы, когда Мессия страдал на кресте. К сожалению, не все обращают на это внимание.

 

Ему - наказание, а нам - мир
Вторая часть пятого стиха указывает на результата искупительных страданий Мессии ради Его остатка. Их два. Что дали остатку Его страдания в часы, когда землю покрыла тьма?
Во-первых, мир: «...Наказание мира нашего было на Нём». И это - мир с Богом. Христос был наказан - остаток примирился с Богом. Мессия понёс наказание - остаток получил мир. Бесспорно, это - самый невероятный и немыслимый обмен, задуманный Богом.

 

Его раны – наше исцеление
Во-второй части пятого стиха мы читаем об исцелении: «... И ранами Его мы исцелились». Ранами Мессии исцелился остаток. Речь не о физических ранах или физическом исцелении. Вспомните, в конце концов, в контексте чего это написано. Эти слова написаны в контексте искупительных (заместительных) страданий Мессии (от Бога) в часы тьмы. В таком ключе рассматривает его и 1-е Послание Петра 2: 24. Я не вижу причины объяснять этот стих так, как объясняют его некоторые верующие, утверждая, что, благодаря полученным Мессией ранам, мы гарантировано исцелены от всякой болезни. Физической и душевной. И, что, заболев, нужно требовать только исцеления. Смысл здесь другой. Не только потому, что искупление тела относится к будущему (Рим. 8:23б ; Фил. 3:21а), но и потому, что такое объяснение противоречит контексту. Больше всего, искупление относится к исцелению универсального человеческого недуга - греховного состояния сердца. Но, от которого избавился остаток после рождения свыше. И, применительно к нашему времени, апостол объясняет: « ...Чтобы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1-е Пет. 2:24).
Поймите: речь идёт о духовном исцелении!

 

Грехи унесены, наказание исчезло
Вот они уже исцелены (остаток). Теперь они мертвы для греха и живут для правды. До обращения все было иначе. Когда-то, по свидетельству остатка, они избрали себе дорогу без Бога, плодом её был грех: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу». «Но» , - говорят они в шестом стихе (и здесь снова чудо искупительных страданий Мессии), – «Господь возложил на Него грехи всех нас». Кто-то однажды написал, что еврейское слово עָווֹן «авон», то есть, «грех, вина», связано, как с самой греховностью, так и с её негативными последствиям. В этом смысле, грехи остатка были унесены, и наказание за грех исчезло на веки вечные.

 

Куплет 4
(Исаия 53:7 - 9)
7. «Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца, ведён Он был на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
8. От уз и суда Он был взят, но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.
9. Ему назначили гроб со злодеями, но Он у богатого погребён; потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его».
(Исаия 53:7-9)

 

Кому принадлежат эти слова?
За исключением последнего, восьмого, стиха, мне кажется, мы слышим пророка Исаию.
В стихах (1- 6), с которыми мы уже разобрались, нам постоянно встречались местоимения: «мы», «нас» и «наш». Стихи (7 – 12) - абсолютно другие, в них нет таких слов, - потому, эта часть больше напоминает историческое повествование, чем рассказ очевидца. Возможно, потому, что изменился рассказчик. Мы не слышим уже остатка Израиля, а только пророка Исаию. Водимый Духом Святым, он предсказывает будущее, как свершившийся факт. (Сравните с другими местами Писания, напр., Исаия 46:10).

 

Требуемая плата - истязания Мессии
Также, как и раньше, существует явная связь между концом третьего и началом четвёртого куплета. Так связаны между собой и 4-ый 5-ым куплетом. Мы в этом убедимся на примере данного отрывка.
Когда потребовалась плата, «Он истязуем был», - говорит 7-ой стих. Плата за что? Конечно же, за наши грехи. Когда Он заплатил? В течение трёх часов тьмы, когда Господь наш находился вместо нас на кресте и страдал по воле Отца. Именно тогда - не раньше и не позже – Он искупил наши грехи. В предыдущих стихах мы уже разбирали это.

 

Страдал молча
Господь страдал за грехи других, за чужую вину Он заплатил самую высокую цену. Он не возражал, Сын Божий никого не упрекал: «Не открывал уст Своих». Так говорят Евангелия . За исключением момента, когда Христос в отчаянии вскрикнул: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27: 46б; Мр.15: 34б). И всё. Он ничего не оспаривал. Господь был согласен с Богом во всём, и в часы тьмы, и в часы света.
Похожий пример находится в книге Бытия 22. Он послужил прообразом этих событий. Исаак ни в чём не упрекал Авраама. Шестой и восьмой стихи заканчиваются замечательными словами: «...И пошли оба вместе». Из чего понятно, что Исаак не перечил своему отцу, и в этом смысле он был идеальным образом Сына Божьего.

Есть точка зрения, что так Исаия предсказал молчание Иисуса во время допроса в Синедрионе (перед первосвященниками и старейшинами), и у Понтия Пилата. Господь действительно сохранял молчание там (Мф. 26:63; 27: 12,14; Мк.14:61; 15: 5; Лк. 23: 9; Ин.19: 9б). Но оно не было абсолютным, потому что его изредка нарушал Господь. (Мф. 26: 64; 27:11б; Мк.14: 62; 15:2б; Лк.22: 67б-69, 70б; 23: 3; Ин. 18: 20-21, 23, 34, 36, 37бвг; 19: 11).
Я убеждён, что этот отрывок говорит о том, что Господь молчал. Изображён ли здесь Мессия как идеальный Раб? Так ведь раб не должен спорить, он должен молча подчиняться! Вот Мессия и молчал.
Кроме того, Его молчание в начале 7-го стиха указывает не на время, предшествовавшее распятию, а непосредственно на те часы, когда Он был распят. Его молчание в конце стиха , мне кажется, относится к Крестному пути: от Гефсимании до Голгофы. По крайней мере, что касается Исаии 53:7б: «...Как овца ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». К этому вопросу мы ещё вернёмся.

Итак, обратно к тексту. Объяснить молчание Господа Иешуа помогут несколько предыдущих стихов.
1) «Как овца, ведён был Он на заклание» 2) «Как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих».
Не сомневаюсь, что две эти картинки с лёгкостью бы узнали Его, а не наши современники. В наши дни многие понятия не имеют о том, как закалывают ягнёнка, или, как ведут себя овцы, которых стригут. Пример из Исаии 53:7 считается образным сравнением. То есть, существует сходство между агнцем, идущим на заклание, и Господом Иешуа, идущим на крест.
Чтобы увидеть, как ведёт себя овечка, когда её убивают, я отправился на скотобойню. Это был мусульманский ритуал, который во многом похож на еврейский. Сегодня овец убивают электрическим током. Для ритуального убоя этот метод не годится. Что я заметил, что овца не издала абсолютно никакого звука. Она молчала и до, и во время убоя. Один мясник рассказывал мне, что козел визжит, а овца -нет. Как-то молодой барашек вырвался перед смертью на свободу, и стал бегать по бойне. Его трудно было снова поймать, но он не боялся и не паниковал.
Животное положили на спину, затем острым ножом перерезали ему горло. В его глазах тоже не было страха. Мне показалось, что в них застыл вопрос: «Что ты делаешь со мной?» Затем то выражение сменилось жалостью, но не к себе, а к тому, кто убивал его. Трудно описывать то, что я видел тогда, но я чётко понял то, что написано в Библии: «Как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так как Он не отверзал уст Своих». Молчание Господа на пути к Голгофе и во время распятия похоже на молчание агнца, которого ведут на смерть. Апостол Пётр так написал об этом: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1-е Пет. 2:23). Перед еврейским Советом и Пилатом Он иногда говорил, но не протестовал против смертной казни, и не сопротивлялся, когда Его приговорили к кресту. Мы читаем, что Он ничего не говорил - молчал (Мф. 26:63; Мк. 14:61). Он принял всё, как Божью волю ...
Овца не блеет ни тогда, когда её убивают, ни тогда, когда стригут. Человек, побывавший на празднике стрижки овец, подтвердил эти слова: «Стрижку можно сравнить с лишением достоинства». Поэтому Мессия не противился, терпя нечеловеческое обращение к Себе.

Вернёмся к тексту, в котором я обратил бы ваше внимание на важном слове «так, итак».
Итак. «Как овца, ведён был Он на заклание, и, как агнец перед стригущим его безгласен - Он не открывал уст Своих». Не противясь, Сын Божий позволил грешникам отвести Себя на крест Голгофы (см. также Мф. 26:57; 27:2; 27:31б). А потом, не произнеся ни слова возражения, Мессия отдал Святому Богу тело Своё за наши грехи. Сын Божий стал Рабом Божиим. Кто может это понять?

 

Страдания до смерти
В нашем библейском исследовании мы уже определил основной порядок, по которому выстроен отрывок из книги пророка Исаии. От стиха к стиху черпаем мы подробную информацию о рождении Иисуса, о том, как Он рос, Его публичном служении и Его страданиях за нас как нашего Мессии. Всё в хронологическом порядке. Затем его прерывает рассказ о бойне, о том, как люди «остригли» Его. С восьмого стиха хронология восстанавливается. Исаия описывает смерть Мессии как следствие грехов. Посмотрите, что говорит пророк.
Что касается перевода, это весьма непростой отрывок Писания, поэтому приведу несколько вариантов переводов.
«Его забрали из страха и из-за суда » (1); «Его взяли из-за притеснения и суда» (2); «Его взяли из-за несправедливого суда» (3); «Жестоким судом Его взяли» (4).

В основном, смысл слов положительный. То есть, посредством смерти пришёл конец страданиям Иисуса. Смерть спасла Его от дальнейших страданий. На самом деле, на основании иврита и того, что мы только что сказали, - в соответствии с вариантами 3 и 4 – эти слова имеют, скорее, негативный смысл. Кто-то сказал: «Восьмой стих можно переводить по-разному. Если предположить, что он связан со страданиями Раба, то всё, о чём здесь говорится, приобретает негативный оттенок. Оригинальный текст подразумевает не избавление от страданий, но, скорее, несправедливый суд, от которого пострадает Раб. По ложному обвинению «Он отторгнут от земли живых». Возможно, здесь акцент делается не на образе, а на факте смерти Мессии. Иными словами, страдания Мессии закончатся Его смертью. После долгих страданий Мессия умрёт. Текст не оставляет сомнений в том, что это случится.

 

Вопрос потомства
Затем следует ещё более трудный отрывок. Труднопереводимый, потому и труднообъяснимый. Поэтому предлагаю различные переводы.
«... И кто объявит Его возраст?» (1); «... И кто задумывался, из какого Он поколения ...?» (2); «Кто из Его поколения скажет все это?» (3); «Кто думает о своей участи»(4)?; «Кто расскажет о Его рождении» (5); «Кто разъяснит род Его» (6); «И кто скажет о Его потомках?» (7).
Различия в переводе происходят от еврейского слова דּוֹר «дор», которое в зависимости от контекста переводится по-разному. Среди прочего, его можно перевести как 'возраст', 'современники', 'потомки', или 'поколение'. На мой взгляд, наиболее вероятными являются версии 5, 6 и 7, в которых говорится о потомстве. В связи с этим остаются два варианта:
1) Мысль о возможном потомстве. В книге пророка Исаии 53:8 читаем: « ... И кто расскажет о Его потомках?» См. также ссылку в Деяниях 8:33. Как ни странно, некоторые переводят слово «потомство» как «происхождение, поколение». «Его происхождение хорошо известно», - довольно просто! В том смысле, что Он умер, не имея детей.
2) Или мысль о духовном потомстве: кто может сосчитать искупленных, появившихся благодаря Его труду? В то время их было не много, поэтому трудно представить себе их число.
И хоть выбор между этими двумя версиями сделать нелегко, всё же, я больше склоняюсь к мысли о прямом потомстве – мне она кажется более убедительной. Читая дальше: «Он был отторгнут от земли живых», - можно увидеть причину, по которой это случилось. Слово-связка «ибо» объединяет предыдущий и следующий стихи. Итак, смысл такой: так как Он был отторгнут от земли живых, то о потомках говорить не приходится.

 

«Отторгнут»
Прежде чем перейти к последней части восьмого стиха, рассмотрим явно отрицательный посыл слова «отторгнут». Он указывает на насильственный характер смерти Мессии. Господа лишили жизни, как срубленное дерево. Это же слово используется в книге Даниила 9:26а в значении «предать смерти», «вытащить из земли с корнями и всё».
«И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Мессия...».

 

За преступления народа Моего
Заканчивается восьмой стих причиной, по которой Мессия был предан смерти. «За преступления народа Моего претерпел казнь». Здесь ещё раз подчёркнут факт того, что Мессия пострадал не за собственные грехи, а, как учит стих, за грехи других. Мы уже много писали об этом, так что не будем повторяться.

Теперь перейдём к часто задаваемому вопросу.
Кто здесь говорит? Всё ещё Исаия, или кто-то другой? Я думаю, что этот серьёзный вопрос задаёт кто-то другой. Когда читаешь: «Мой народ», - то в первую очередь думаешь о Боге.
В книге Даниила 9:24а можно тоже предположить, что это - Исаия, но, как мне кажется, только во-вторых. На первом месте - это Израиль, народ Божий.
«За преступления народа Моего претерпел казнь», - говорит Бог. После 5-го и 6-го стихов, в которых речь идёт об «остатке моего народа», Бог подтверждает эту истину в восьмом стихе , но это не просто повторение! Нет, за всем этим стоит Божий принцип, распространяющийся на всю Библию. Например, в 2-е Кор. 13:1б: «...При устах двух или трёх свидетелей будет твёрдо всякое слово» (См. также Чис.35: 30; Втор. 17: 6; 19:15б; Мф. 18:16; Ин. 8:17; Евр. 10:28). Очевидно, что здесь это слова – исповедание Самого Бога, а не «остатка». Что доказывает, что два свидетеля подтверждают слово, которое является установленным фактом.

Но эти слова ещё имеют важное значение и в другом смысле. В этой работе раньше, во введении, я писал, что некоторые считают, что Раб из книги пророка Исаии 52:13 - 53:12, – это Израиль. Такую точку зрения опровергают слова: «...За преступления народа Моего претерпел казнь», где Божий народ и Раб Его явно не то же самое. Поэтому по логике вещей невозможно утверждать, что здесь говорится о еврейском народе. На этом закончим обсуждение восьмого стиха.

 

Похоронен с богатыми
Этот куплет заканчивается девятым стихом, подробностями погребения Мессии: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его».
В этом случае, как видим, говорит Исаия, а не Бог. И, поскольку, рассказчик сменился, то десятый стих начинается словами: «...Но Господу угодно было поразить Его», - а не словами: «... Но Мне было угодно».
Что касается девятого стиха, его можно разделить на три части: в первой части Исаия пишет о печально известной теме - как Его похоронят: «Ему назначили гроб со злодеями ...». Во второй части пророк предсказывает, что Мессия, наоборот, будет похоронен у богатого: «... Но Он погребён у богатого». Наконец, в третьей части указана причина такого достойного погребения:
«... Потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его».

Преступники, которых казнили, считались нечестивцами, и тела их земле не предавались. Сначала они висели , а через какое-то время их перекладывали в братскую могилу или сжигали .
В отношении Господа Бог не допустил этого - Он вмешался, и тело Раба Его было похоронено достойно. Потому, уточняет Библия, что «...Он не сделал греха, и не было лжи в устах Его». Ни в чём Господь не согрешил: ни словом, ни делом. Бог не допустил, чтобы Его совершенный и праведный Сын завершил Свой путь в одной могиле с нечестивцами.

Из Евангелий мы знаем, что, для того, чтобы исполнилось пророчество Исаии 53:9, Бог использовал богобоязненного Иосифа Аримафейского. Сразу после смерти Господа, водимый Святым Духом, Он вместе с Никодимом пришёл к Пилату просить разрешения похоронить Его тело (Мф. 27: 57-60; Мк.15: 42-46; Лк. 23:50-53; Ин.19: 38-42). Эта история нам известна. Немаловажная деталь, что Иосиф из Аримафеи был богат, и ему принадлежала могила в скале. Что примечательно, что Матфей говорил о нём, как о богатом человеке, не называя его имени. Для него оно было менее важно, чем его богатство. Это и не удивительно, если понимать, что Евангелие от Матфея - еврейское. И в первую очередь, Матфей обращался к евреям того времени, чтобы свидетельствовать им, что Иисус был обещанным Мессией. Поэтому в Евангелии от Матфея чаще, чем в других Евангелиях, употребляется фраза: «И сбылось». Матфей неоднократно ссылается на ветхозаветные Писания, хорошо известные еврейскому слушателю. А поскольку для исполнения пророчества Исайи 53:9 имя Иосифа из Аримафеи менее важно, чем факт того, что он богатый человек, то Матфей и говорит об этом в первую очередь.
Так исполнилось пророчество Исаия 53:9. И Господь «погребён у богатого». А Иосиф Аримафейский удостоился особой чести!