nl  Dutch site

Материалы

RE_27Послание апостола Павла к ефесянам

Послание к ефесянам - это вдохновенное Богом откровение, в котором Павел раскрывает замысел Господа о славе Мессии и о благословении для призванных разделить с Ним эту славу. Вероятнее всего, оно адресовано не какому-то определенному собранию, а нескольким общинам, в том числе и эфесской. Из контекста становится понятным, что его автор обращается к универсальной церкви того периода, поскольку в нем нет специальных вопросов, или комментариев, свойственных другим посланиям Павла. Предположительно, Послание было написано в 60-62 н.э., когда апостол находился в римской тюрьме (Деян. 28: 30, 31).

Для более глубокого понимания Послания к ефесянам мы предлагаем его тематический план.

Приветствие (1: 1, 2)

1. Наше богатство во Христе (главы 1-3)

Глава 1 Хвала Богу за духовное наследие (стихи 3 - 14)
Молитва за духовное познание (стихи 15 - 23)
Глава 2 Новое положение во Христе (стихи 1-10)
Новые отношения во Христе (стихи 11 - 22)
Глава 3 Откровение Божественной тайны (стихи 1 - 13)
Принятие Божественной полноты (стихи 14 - 21)

2. Наше хождение во Христе (главы 4-6) по отношению
к Церкви (4: 1-16)
к другим верующим (4: 17 – 5: 2)
к людям, живущим по плоти (5: 22 – 6: 9)
к силам тьмы (6: 10 - 20)

Заключение (6: 21-24)

Глава 1

Приветствие (стихи 1, 2)

«Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе». (1:1)
Называя себя «апостолом Иисуса Христа», Павел призывает относиться к Посланию, как к обращению Самого Христа, в котором выражена Его воля.

Созидание Церкви происходит на земле, хотя принадлежит она небесам, а ее промысл и предназначение от вечности и для вечности.
Павел обращается к верующим как "к святым, находящимся в Ефесе, и верным во Христе Иисусе".
Святость и верность есть две стороны одной истины. Святость - действие, производимое Господом по отношению к человеку для того, чтобы отделить его от этого мира; а верность - качество, возложенное Господом на человека.

«Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». (1:3)
Это выдержка из благословения Аарона из Книги Чисел 6:24-26: "Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!».
Такой порядок слов мы читаем и в других приветствиях апостола: сначала «благодать», затем «мир». Без благодати Божьей невозможно обрести Его мир, как невозможно было бы примириться с Богом без крестной смерти Мессии (Кол.1:20).

Наше богатство во Христе

Хвала Богу за духовное наследие (стихи 3-14).

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах». (1:3)
Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа есть Источник всех наших благословений, суть которых духовна, а местонахождение - небесное, во Христе.
Апостол начинает Послание хвалою за то, что Отец дал нам как верующим. Для нас также важно за все славить Бога во свидетельство нашей благодарности Ему. Тому, Кто отдал за нас Своего Сына, в Котором мы, верующие, благословлены всяким благословением, которое получаем от Всемогущего Бога исключительно по благодати.
Слово «всякий» передает смысл полноты этих благословений: мы благословлены всеми духовными благословениями. Вспомните слова Давида из Псалма 22: "Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться".
Обратите внимание, что благословения наши духовные, а не материальные. Материальные предназначены Израилю как народу, что подтверждают слова, например, Второзакония 28: 3-5: "Благословен ты будешь в городе и благословен ты будешь в поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, плод твоих волов, и овец твоих. Благословенны житницы твои и кладовые твои".
И все же наши с вами благословения очень реальны: усыновление (мы – Его дети); искупление через Его Кровь; прощение грехов по богатству благодати Его, и т.д.
На земле мы можем иметь не многое, но в небесах Христос щедро благословил нас. Бог посадил нас во Христе Иисусе на небесах (2:6), и оттуда избрал нас для свидетельства начальствам и властям о многоразличной премудрости Божьей (3:10).

«Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви». (1:4)
"Прежде создания мира" от бесконечной вечности Христос избрал нас, сделав "святыми и непорочными", чтобы мы пребывали "в любви". «Святой, непорочный и пребывающий в любви» - это характеристики Бога, в полной мере воплотившиеся во Христе. Он свят, в Нем нет никакого греха, и сущность Его – любовь.
Некоторые толкователи Библии связывают любовь с предопределением, о чем мы читаем в пятом стихе. Следовательно, предопределение основано на Божьей любви, что мы и видим на примере народа Израиля (Втор.7:7, 8).
Верою принимая эти великие истины, мы взираем на славный конец и радуемся всему, что исходит из Божьего сердца, и тому, что совершил ради нас Христос.

« Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей». (1:5)

"По благоволению воли Своей" предопределил Он эти замечательные благословения для верующих. В предопределении часто усматривают нечто фатальное, как будто, одни предопределены для вечности, другие же - нет. Во-первых, Бог избрал нас во Христе (1:4). В сущности, избран был Он. Во-вторых, Библия не учит тому, что кто-то предопределен на погибель. Напротив, в ней написано, что Бог не желает, «...чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2-е Пет. 3:9). Все же надо признать, разумом очень сложно привести в полное соответствие две эти линии. Поэтому будем доверять тому, что говорит Бог, а не человек, который может ошибаться.

«В похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном». (1:6)
По богатству Божьей благодати мы предстаем угодными Ему, а слава Его благодати позволяет поддерживать отношения с Возлюбленным.

«В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его». (1:7)
Мы искуплены кровью Христа и прощены благодаря богатству Его благодати. Слава Божьей благодати помогает установить личные отношения с Богом: "Не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу" (2:19).

«Каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем». (1:8-9)
Бог желает открыть верующим тайну Своей воли. Не всегда в Писании "тайна" означает непостижимую загадку. Здесь больше подойдет слово «секрет». И его Бог открывает сначала верующим, а затем остальному миру.

«В устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом. В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам (т.е. евреям – прим.автора), которые ранее уповали на Христа». (1:10-12)
«Полнота времен», как мне кажется, относится к такому периоду, когда все земное и небесное примирится со Христом. Так будет после Мессианской эры. Несмотря на то, что власть Его в Мессианском царстве будет абсолютной, все же останутся не покорившиеся Ему (Ис.65:20; Отк.20: 7-10).
Далее, есть воля Божья в том, чтобы Тело Христово приняло участие в богатом наследии, главой которого является Христос. В тот день Он прославится во всех верующих. (2-е Фес.1:10).
Хотя существует и другое мнение, что «устроение полноты времен» наступит за временем устроения благодати Божьей, в котором мы живем ныне. В таком случае это относится ко времени великой скорби, называемой еще «бедственным временем для Иакова». То есть, время перед установлением Мессианского царства, где Мессия Иисус будет править с престола Давида в Иерусалиме.

«В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его». (1:13,14)
Обратите внимание на данную очередность. Сначала человек слышит Слово истины - Евангелие своего спасения, затем принимает его верой, получает спасение и уже как Божья собственность навечно получает печать Духа Святого. Цель всего: «Для похвалы славы Его».

Молитва о духовном познании Господа (стихи 15-23)
«Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих». (1:15, 16)
Вера, во-первых, приводит нас в общение со Христом и с другими верующими. Чем чаще мы общаемся с Ним, тем больше возрастаем в любви к другим верующим (святым). Об этом и пишет апостол Павел, непрестанно благодарящий Бога в молитвах за верующих, которые пребывают в таком учении.

«Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его». (1:17-19)
Павел говорит об «Отце славы», утверждая, что явление славы происходит от Отца, Который ее распространяет.
Познание и принятие Личности Христа, как утверждал апостол, происходит не на уровне ума, а на уровне сердца.

Молитва Павла состоит из четырех прошений:
1. Чтобы познали Его (через Дух премудрости и откровения);
2. Чтобы познали, в чем состоит надежда призвания Его;
3. Чтобы познали богатство славного наследия Его для святых;
4. Чтобы познали величие могущества Его в нас.

Насколько важно быть уверенным в том, что в и слабостях, и в сомнениях, нас всегда поддерживает совершенная сила, действие которой направлено к нам, для нас и в нас.

«Которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем». (1:20, 21)
В таком высоком положении Христос находится над всеми силами, будь то духовные начальства и власти, или силы и господства этого мира. Имя Христа превыше всякого имени: Царь царей Господь господствующих.

«И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем». (1:22, 23)
Мы узнаем еще одну утешительную истину: Бог поставил Христа, верховным Властителем всего, главою Церкви, чтобы наполнить все во всем. Он имеет силу и власть остановить всякое зло, и Он - во главе всего, что именуется Церковью. Мы знаем что, Церковь есть Тело Христово, а не сооружение или человеческий институт, это - Его полнота, наполняющая все.

Глава 2

Наше новое положение во Христе (стихи 1-10)

Вторая глава сначала говорит нам о силе Божьей, пребывающей в нас (2:1-10), затем о Божьем пути, по которому Он идет вместе с нами (2:11-22) для того, чтобы воплотить Свой план для нас.

«И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие». (2:1-3)

Павел указывает на состояние и положение творения вскоре после его падения.
Два первых стиха описывают состояние язычников. Апостол обращается к ним посредством местоимения «вы» - (язычники).
Третий стих касается и евреев. Мы все, написано, евреи и язычники, по сути, являемся «чадами гнева», и когда-то жили по нашим плотским похотям.

«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас». (2:4)
Исходя из первых трех стихов, человек живет согласно своей греховной природе, тем самым обрекая себя на суд. В противовес им звучит четвертый стих, раскрывающий сущность Бога, т.е., великую Его любовь. Милость - это любовь в действии по отношению ко всем и ко всему, что Его не достойно. Чем измерять Его великую любовь и изобилие благословений!? В деле нашего спасения инициатива принадлежит Богу, щедрому на любовь.

«И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе». (2:5,6)
Когда человек мертв он не может принять сторону Бога. Следовательно, состояние по благодати прямо противоположно нашему природному состоянию.
Да дело и не в нашем изменившемся состоянии, а скорее, в нашем новом положении. Потому что отныне мы – во Христе. Всех верующих, и евреев и язычников, Иисус Христос воскресил, посадив во Христе на небесах. Он оживил нас, воскресил и посадил «в Себе». В таком положении мы можем предстать перед Богом в Лице нашего Представителя - Христа.

«Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе». (2:7)
Такую славную цель определил нам Бог, делающий по Своей любви все для нашего блага. Бесспорно, что нет ничего выше положения во Христе Иисусе. Верующие, которые принадлежат к Церкви,Телу Христову, представляют собой изобильное богатство Божьей милости и любви. Похоже, так будет всегда!

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». (2:8, 9)
Все, что происходит по Божьему изволению, каждое полученное нами благословение есть дар от Бога. Спасение по вере тоже Его дар. Потому все мы спасены верою Христа, как написано в Гал 2:16: «Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою (в) Иисуса Христа». Значит, Мессия, завершив труд веры на кресте, открыл для каждого из нас доступ ко спасению. Спасение - подарок, данный Богом по милости, а наша вера – «рука», получившая его.

«Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». (2:10)
Во Христе Иисусе мы представляем часть нового творения. Бог предназначил нас для «добрых дел», которые ведут нас к благочестивой жизни. Не добрые дела лежат в основе нашего спасения, они - лишь его результат, его плод. Живущих по слову Его, Господь ведет к добрым делам для славы Своей.

Новые отношения во Христе (стихи 11-22)
«Итак, помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире». (2:11,12)
Апостол напоминает верующим из язычников, что в прошлом между евреями и язычниками существовало резкое противостояние. Израиль как народ строил общество, обетования и надежды которого были связаны с землей Израиля. Он находился в особых отношениях с Богом. Его религиозное служение, политическое устройство, социальные отношения - от апофеоза служения до мельчайших деталей жизни - все регулировалось Божьими заповедями. И в эту систему язычники не вписывались.

«А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою». (2:13)
Новое положение позволило верующим принимать друг друга не по плоти, а во Христе. Потому Павел и подчеркивал: «А теперь во Христе», проводя таким образом грань между их прошлым плотским положением, и новым, когда через Кровь Христа они стали близкими Богу.
И это не внешняя близость через исполнение закона и традиций, но полная жизни связь с Самим Христом. Не верующий приближает себя к Богу, но Кровь Христа делает его ближе к Нему.

«Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир». (2:14,15)
Верующих из евреев и язычников Христос сделал единым целым. Он совершил это Своею смертью, достигнув нескольких целей: примирил верующих с Богом, и дал мир между евреями и не евреями.
Своей смертью Он устранил «закон заповедей», разделявший Бога с человеком и еврея с язычником.
Наш мир с Богом построен на Христе, Он есть «наш мир». В Нем верующие (евреи и не евреи) стали «одним новым человеком». Эта фраза говорит о новом порядке в жизни человека, отмеченного красотой и небесной милостью Христа. Вся Церковь стала «новым человеком».

«И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем». (2:16)
Сформировав «одно тело», евреи и не евреи обрели мир с Богом. Сначала нужно было примирить человека с Богом, чтобы затем наступил мир между уверовавшими из евреев и из других народов.

«И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе». (2:17, 18)
Эта истина напоминает нам о Евангелии мира, которое было проповедано некогда далеким язычникам, и близким евреям. В результате чего евреи и не евреи в едином Духе получили доступ к Отцу. Была упразднена преграда как с Божьей, так и с нашей стороны. Благодаря труду, совершенному Христом на кресте, Бог явился нам, проповедуя мир, а пребывающий в нас Дух приблизил к Отцу. Дух противится плоти в любом ее проявлении. Благодаря «одному Духу» все мы находимся в Отце в гармонии с Ним.
Как совершенен путь, на котором Бог даровал нам спасение через крестную кровь Христа, проповедь Евангелия и действие Духа Святого!

«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом». (2:19-22)

Церковь должна стать «святым храмом в Господе», который будет жилищем Богу. Апостолы и пророки будут его фундаментом, а Христос - главным краеугольным камнем. Используя все тот же образ здания, Павел в 22-ом стихе представляет иной аспект Церкви. Все верующие вместе образуют жилище Бога. Для его создания нужно, чтобы верующие из евреев и не евреев «устроялись». И Бог Духом Святым будет жить в этом храме, состоящем из верующих. Он не живет в церквях и соборах, Бог живет в тех, кто искуплен кровью Мессии.
Дом Божий есть место благословений и свидетельств, место, где святые благословлены милостью и любовью Божьей. Имея такое благословение, святые распространяют его окружающему миру.

Итак, Церковь имеет двойное призвание:
1. Тела Христова, которое состоит из верующих (евреев и не евреев), объединенных Христом для славы Своей; и
2. Храма - жилища Бога, который составляют святые всего периода созидания церкви.

Глава 3
Откровение Божественной тайны (стихи 1-13)
«Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор. 29:29).

«Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников. Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих» (3:1-5а).

Третья глава полностью отличается от общей направленности Послания Павла к ефесянам. Стихи с первого по тринадцатый раскрывают Божью цель во Христе. Для объяснения этой тайны Христовой мы посвятили целую главу. О ней не знали даже те, кому из ТаНаХа было известно об участии других народов в Божьем плане спасения. Все то, что должно произойти с приходом Мессии, еще небыло им открыто.
«Как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым». (3:5б).
Как пишет апостол Павел, мы имеем дело с откровением, разгадкой тайны («мистерион» греч.). О ней написано в книге Даниила, напр. Дан.4: 9; 12: 16-19. Слово «мистерион» в Новом Завете встречается около 28 раз, из которых трижды в Евангелиях (Мф.13:11; Мк. 4:11; Лк.8:20). В посланиях Павла мы находим его 21 раз. Как служитель Христа он был домостроителем («ойкономос» - греч.) этих тайн (1-е Кор.4:1). Они относятся к премудрости Божьей, которую Он «предназначил прежде веков к славе нашей» (1-е Кор.2:7). Еще она называется «тайной Его воли» (Еф.1:9). «Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников» (Кол.1:27).

В других посланиях Павла читаем о:
1. таинстве веры (1-е Тим.3:9);
2. тайне благочестия (1-е Тим.3:16);
3. тайне спасении всего Израиля (Рим.11:25-27)
4. тайне беззакония (2-е Фес. 2:7, о беззаконнике)
5. тайне брака (Еф.5:32)
6. тайне о том, что не все мы умрем, но все изменимся (1-е Кор.15:51)

О тайне написано и в Книге Откровения:
1. тайна о семи звездах и семи золотых светильниках (1:16-20)
2. тайна Божья (10:7)
3. тайна жены (17:5-7, «великий Вавилон, мать блудницам и мерзостям земным»).

«Чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования». (3:6)
Мы не становимся частью существующего еврейского народа, но евреи и язычники составляют совершенно новое тело - Тело Иисуса Мессии. Обратите внимание, что в этом стихе использованы три концепции для объяснения этого феномена: сонаследники, одно тело и сопричастники Его обетования во Христе. Последнее говорит об обещании, данном Аврааму, что в его семени благословятся все народы (Быт.12:3; Деян.3:25).

«Которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его. Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом». (3:7-9)
Павел пишет о действии в нем Божьей силы. Эта тайна была явлена Его апостолам и пророкам, и вверена Павлу для благовествования среди язычников (ст. 8), она была скрыта от вечности в Боге, Который все сотворил через Иисуса Христа (см. 1-е Кор. 2:7). Далее апостол говорит о неисследимом богатстве во Христе. Его нужно пытаться отыскать в Слове Божьем даже несмотря на то,что не всегда до конца можно постичь его значение. Как хорошо, что возлюбленного Мессию можно больше познавать через Писания, свидетельствующие о Нем.

«Дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия». (3:10)
Многогранная мудрость Божья указывает на Его безграничную мудрость. Она известна начальствам и властям небесным, а не земным. Говорится здесь и об ангельских силах. Эта тема звучит и в Кол.1: 16; 1-е Пет. 1:12. Премудрость Божья разнообразна и присутствует во всем: в творении, в Его народе Израиля и в Церкви. Павел подчеркивает, что благодаря исключительному положению Церкви Бог через нее являет нам Свою мудрость. Евреи и язычники, сплоченные Мессией, приблизились к Нему, образовав собой Его тело.

«По предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем, в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него». (3:11,12)
Начало стиха можно еще перевести как «по определению веков». Что значит, что Бог в течение всех веков, т.е. на разных периодах (греч. «аион»), воплощал Свой план во Христе Иисусе. Как написал Павел в Послании к римлянам 11:36: «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь».
Если придерживаться начального перевода, то ясно, что такой план был у Бога от вечности (Еф.1:4).

«Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава». (3:13)
Павел писал свое послание в узах, пострадав за проповедь Евангелия язычникам. Служение это вверил ему Сам Господь (Деян. 22:21 и 22). Чтобы успешно продолжать свое служение, Павел искал молитвенной поддержки у верующих из язычников.

Принятие Божественной полноты (стихи 14-21)
«Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле». (3:14-15)
Стихи 14-21 посвящены величию Христовой любви к нам. В греческом тексте 15-го стиха в слове «отечество» («патриа») нет определенного артикля. Под этим словом здесь подразумеваются все верующие, на небесах (прославленные верующие) и на земле (верующие, чья битва еще не завершилась), которые назвали Бога своим Отцом.

«Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке». (3:16)
Частица «да» в начале предложения усиливает содержание молитвы Павла и показывает ее цель. Все это происходит под действием Духа Святого (Гал.5:25). Наш внутренний человек также свидетельствует о нашей духовной жизни и указывает на Святого Духа. Уверовав, в момент возрождения мы получаем новую жизнь. Святой Божий Дух совершает труд в нашем новом, а не в ветхом человеке.

«Верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви». (3:17,18)
«Верою вселится в сердца» Христос может тогда, когда Он становится центром наших мыслей, нашей жизни, полностью заполнив ее Собою и управляя ею. Такое может произойти только по вере в Него и Его Слово. В Еф. 2: 22 мы видели образ человека, Духом устроенного в жилище Божье.
«Укорененные в любви» - еще один образ растения, корни которого находятся глубоко в земле, тогда как слово «утверждены» есть образ дома, прочно стоящего на твердом основании.

«Могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею». (3:18,19)
Эти слова продолжают стихи 16 и 17. Познать Господа святые могут через Иисуса Христа. Величие Его любви доказано тем, что жизнь Свою Он положил на крест, где произошло примирение между Богом и человеком. Стих 19 связан с Еф.1:23.

«А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем». (3:20)
В Еф.1:20 мы видим, что сила, действующая в нас, есть сила Его воскресенья. Она вне пределов человеческих возможностей. Действующая в нас сила, может сделать гораздо больше того, о чем мы просим в молитве.
Глава заканчивается доксологией:
«Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (3:21).
Воздать славу Богу Отцу в церкви можно только через Мессию Иисуса и это навечно.

Наше хождение во Христе

Глава 4
Наше хождение во Христе в пределах Церкви (стихи 1-16)

«Итак, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны». (4:1)
Из-за свидетельства о благодати Божьей язычникам и евреям апостол претерпел гонения и узы. Но свои страдания он использовал как средство для увещевания верующих, чтобы те могли жить в соответствии с их великим призванием. Мы тоже должны идти по пути нашего призвания.

«Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира». (4:2-3)
В этих стихах апостол кратко высказался о том, на что должна быть ориентирована жизнь верующего. Если мы живем, стараясь достойно представлять Христа, то в нашей повседневной жизни обязательно проявятся такие качества, как смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисхождение, любовь, единство и мир. Их семь.

«Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас». (4:4-6)
И возникает важный вопрос: «Что это за единство духа, которое мы должны иметь?». Ответ находим в Еф.4: 4-6, где написано о семи единствах: единое тело, единый Дух, одна надежда, единый Господь, одна вера, одно крещение и один Бог и Отец для всех.
Вот те великие истины, которые Дух Святой делает подлинными в наших душах, и что будет взращивать в нас. Находясь вместе в свете этих истин, мы будем поддерживать единство Духа. Единое тело формируется единым Духом, который позволяет продвигаться к единственному финалу, к славе.
Принимая во внимание семь положений единства, мы видим, что в их центре находится Личность «единого Господа». Тогда отчетливее понимаешь, что Мессия Иисус есть средоточием Божьего плана по отношению к человечеству. Это значит, что и в нашей жизни, в нашем практическом хождении перед Ним только Он должен занимать главное место.

«Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам». (4:7-8)
В теле Христовом каждому его члену отведена определенная функция, а все служит делу единства и добра для всего тела. «Благодать» - это специальное служение, которым каждого из нас в меру Свою одарил Христос. Он одержал победу над сатаной, освободив Свой народ от сил зла, и вознесся высоко, раздав дары Своему народу.
«А ‘восшел’ что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями». (4:9-11)
Он взошел на крест - самое позорное место, куда человека может привести грех. Иисус стал грехом, был причислен к грешникам, но Бог вознес Его на такую высоту, которой не может достичь человек, посадив одесную Себя. В Нем сила и других Он сделал орудием этой силы. Он наделил ею апостолов и пророков, положив их в основание Тела Христова. Другие же дары, такие как дар евангелиста, пастора и учителя, призваны продолжить созидание Тела Христова на этом основании. И дары эти не прекращаются в течение всего периода истории Тела Христова на земле. Обратите внимание, что в этом отрывке речь не идет о таких чудесных дарах, как говорение на языках или целение. Чудеса и знамения были даны во свидетельство еврейскому народу, чтобы они увидели славу Христову и силу Его Имени. Однако евреи не приняли этого свидетельства.

«К совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова». (4:12)
Апостолы открыли нам три великие цели, которым служили эти дары. Во-первых, к совершению святых, т.е. каждого верующего. Во-вторых, на дело служения, что включает в себя любую форму его проявления. В-третьих, для назидания Тела Христова. Каждый дар, будь то дар евангелиста, пастора или учителя, только тогда верно применяется, когда служит делу созидания Тела Христова.

«Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». (4:13)
«Единство веры», о которой говорит апостол – это «всякая истина», на которую Дух истины желает нас наставить (Ин.16:13). В союзе с верой Он приводит нас к познанию Сына Божьего. Познание веры явлено через Слово и пребывает в Сыне Божьем. «Полный, полнота» - понятие, говорящее о степени совершенства и насыщенности, и подразумевает собою возрастание.

«Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос». (4:14-15)
Существует большая опасность поколебаться и увлечься разными ветрами учений, опираясь на мнение другого человека. Единственный способ избежать этой ошибки – «хранить истину в любви» и живого Христа перед глазами. Вся мудрость, сила и верность дана нам Главой, то есть Христом.

«Из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви». (4:16)
В этом стихе Павел разъясняет, что Господь делает через членов Его Тела – Церковь. Он как
Глава Тела поручает каждому верующему его особое задание, чтобы Тело могло возрастать. Мы видим, какое место в нем занимает любовь Христова. Будем же держаться истины в любви, назидая этим Церковь.

Наше личное хождение во Христе как верующих (4:17-5:2)
«Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью». (4:17-19)

Теперь апостол увещевает тех, кто принял Господа как своего Спасителя, по поводу их личного хождения в этом погибающем мире. Отныне мы не можем жить так, как живут язычники, чьи умы помрачены - они не знают Бога и жизни, которая была бы Ему угодна.

«Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина во Иисусе, - отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». (4:20-24)
В противовес суетной и невежественной жизни языческого мира, апостол показывает жизнь, выстроенную на богатстве истин в Иисусе.
Истина заключается в том, чему Он научил нас: соединившись с Ним на кресте, мы оставили старого человека и облеклись в нового. (Рим. 6: 2-6). «Новый человек» не означает обновленного ветхого, это рождение абсолютно нового человека. Такое «обновление» связано с повседневной жизнью нового человека.

«Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу». (4:25-27)
Оставив ложь, нужно начать говорить правду, помня о том, что мы - члены друг друга. В гневе не будем доводить себя до греха. Ярость человеческая по отношению к злодею может привести к раздражению, которое переполнит вас и вашу душу, искушая мыслями о возмездии. Но нас предупреждают, что, действуя по плоти, будь то ярость, или что-либо еще, мы даем место дьяволу.

«Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». (4:28-32)
Жизнь нового человека абсолютно противоположна жизни ветхого человека.
Бывший вор должен работать не только на себя, но и на того, кто в находится нужде. Вспомните слова Закхея: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19:8).
И еще, давайте помнить о том, что мы запечатлены Святым Духом в день искупления (1:13), Которого нельзя оскорблять. Что еще раз подтверждает то, что Дух Святой есть Личность.
Оскорбление - это нанесение личной обиды, и влечет за собою «духовное бессилие».
В день искупления Господь Иисус Христос «… уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Фил.3: 21).

Глава 5
«Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные». (5:1)

Эта часть Послания рассматривает взаимоотношения между Богом и верующими как Его детьми. Первый стих начинается союзом «итак», в котором содержится вывод из предыдущей главы. Автор послания убеждает нас, как «возлюбленных Его детей», подражать Богу. И нам с другими следует поступать так, как наш Отец поступил с нами во Христе. В последующих стихах апостол развивает мысль о нашей жизни во Христе, которая должна отвечать высоким моральным принципам.

«И живите в любви, как и Христос возлюбил нас, и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное». (5:2)
Как дети Его мы обязаны жить в любви. Великий пример любви явил нам Христос. Но Он сделал гораздо больше, ибо отдал Себя в жертву за нас.

Наше хождение во Христе по отношению к тем, кто живет по плоти (5:3-21)

«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога». (5:3,5)

Наша жизнь должна соответствовать званию святых. Быть просто порядочным человеком недостаточно для стандарта нашей нравственности, мы должны являть святость. Кроме того, преходящая радость, которую этот мир находит в мерзостях и бестолковых разговорах, недостойна святых. Человек, ведущий аморальный образ жизни, полной вожделений и идолопоклонства, не только лишится благословений грядущего царства Христова и Божьего, но, как не покорившийся Евангелию подпадет под гнев Божий. Семья детей Божьих уже сегодня должна крепко стоять на ценностях грядущего Царства.

«Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их». (5:6-7)
Нас не должно прельщать пустословие. Сыны противления - это те, кто слышит истину, но отвергает ее. Люди все же будут наказаны за свои злые дела, хотя вершиной греха будет неповиновение Евангелию. С такими людьми нам вообще нельзя сообщаться. Что общего может быть у детей Божьих с сынами противления?

«Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу». (5:8-10)
Когда-то и мы ходили во тьме, теперь же – свет в Господе. Раньше тьма властвовала над нами, теперь мы стали соучастниками Божественного естества, где царит любовь и свет. А поскольку мы – свет в Господе, то и жить должны так, как подобает детям света. И тогда жизнь наполнится благостью, праведностью и истиной, ибо они являются плодами Духа.

«И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть». (5:11-13)
Нас предостерегают от участия в делах тьмы. Дела тьмы нужно обличать. Ведь нам известно, что может сделать плоть, но свет Христов предотвращает зло.

«Посему сказано: „встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос "» (5: 14).
Неверующий мертв для Бога. Хотя и верующий может впасть в мертвую спячку. И в повседневной жизни уже не отличить верующего от неверующего. Но, как только наступает пробуждение и начинается жизнь, угодная Ему, то свет Христов проливается на все через Его Слово и Святого Духа.

«Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия». (5:15-17)
Нас призывают поступать мудро. Верующему нужна мудрость в этом грешном мире, чтобы отличать добро от зла. Но мудрость и заключается в том, насколько правильно мы сумеем распорядиться своим временем, и поймем, в чем воля Господня для нашей жизни. Дни лукавы. Можно знать многое о том, что есть зло, в тоже время не понимая воли Господней и оставаясь неразумными.
«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием» (5:18-21).

Верующий, исполненный Духа, прежде всего, желает прославить Господа. Во-вторых, повинуется Ему и благодарит всегда и за все Отца. В-третьих, в страхе Божьем повинуется другому.

Наше хождение во Христе по отношению к другим (5:22 – 6:9)
В этой части послания мы получаем наставление, как вести себя верующим, выстраивая отношения с другими людьми. Вначале апостол пишет о взаимоотношениях мужа и жены (5:22-23), детей и родителей (6:1-4) и господ и слуг (6:5-9).

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос - глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова». (5:22-26)
Подчеркивая необходимость подчинения жен своим мужьям в любви, апостол прибегает к образу Христа и Церкви. Таким образом, мы узнаем великую истину, что отношения между мужем и женой формируются по примеру небесных отношений.
Любовь Христа предстает перед нами в трех проявлениях:
1. Что Его любовь совершила в прошлом,
2. Что она делает в настоящее время, и
3. Что будет делать в будущем.
Христос не только умер за нас в прошлом, Он живет для нас сегодня. Сегодня Христос освящает и очищает Церковь, омывая ее водою Своего Слова. Итак, мы видим важность Божьего Слова, которое Господь использует для нашего духовного очищения, похожего на очищение тела водой. Нам нужно принять Слово как воду, которая омоет тело каждого верующего, и увидеть его действие в нашей жизни.

«Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. (5:27)
Настоящее освящение (стих 26) связано с явлением славы (стих 27). Это условие того, как мы можем предстать перед Христом в славе «святыми и непорочными».

«Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его». (5:28-30)
Апостол представляет Христа и Его попечительство о Церкви как совершенный образец заботы мужа о своей жене. Господь хранит нас, проявляя Свою заботу о нас, «… потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его».

«Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа». (5:31-33)
Апостол приводит цитату из Книги Бытия, подчеркивая, что это есть великая тайна, подразумевающая собой Христа и Церковь. Сын Божий оставил Своего Отца и сейчас стал единым целым с Церковью. «Так,» - говорит апостол, - «каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа».

Глава 6
«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». (6:1-3)
Ребенок должен повиноваться в Господе. Здесь имеется в виду дом, где все подчинено страху Господнему и отвечает воле Господней. Эта цитата взята из ТаНаХа и связана с обещанием благословения детям, послушным своим родителям. Она показывает, насколько ценно послушание в глазах Бога.

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». (6:4)
Родителям следует бережно относиться к своим детям, не раздражать и не подавлять их, чтобы не утратить свой авторитет и их любовь. Дети должны быть научены жить для Господа, чтобы Он их воспитывал.

«Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия». (6: 5-9)
Господь повелевает, чтобы верующий работник усердно трудился на благо его начальства. Трудящийся для Господа доброохотно достоин награды. Верующие-начальники должны основываться на тех же принципах, что и христиане, работающие под их началом. Все делайте как для Господа.

Наша жизнь со Христом по отношению к силам тьмы (6:10-20)
«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его». (6:10)
Апостол вначале направляет наши мысли в сторону силы, выступающей за нас, прежде чем описать силу, противоборствующую нам. Будем же помнить всегда о том, что вся наша сила - в Господе. Часто бывает трудно принять тот факт, в нас самих без Христа нет сил. Но Господь говорит нам то же, что Он сказал Иисусу Навину: «…Не отступлю от тебя и не оставлю тебя» (Ис.Нав.1:5).
Послание к ефесянам в некотором смысле связано с Книгой Иисуса Навина. Получив обещание, связанное с землей (Ис.1:3), народ Израиля мог овладеть ею, сделав шаг веры. На пути у них стояли большие города с сильным врагом, и Господь поможет им победить, если они выступят с верою. Так и мы, члены Тела Мессии, получив все духовные благословения, живем под гнетом сил тьмы и сатаны,которые пытаются все разрушить.

«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». (6:11-12)
Наша борьба направлена против сатаны и его войска. Здесь пригодится все. Начальства и власти – существа духовные, имеющие власть действовать силой, чтобы исполнить их волю. Мир погряз во тьме и невежестве по отношению к Богу. Верующий пребывает во свете и благословляем всеми духовными благословениями на небесах. Бог дал нам доспехи, которые по вере нужно надеть полностью, чтобы отражать их нападки.

«Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (6:13).
В этом конфликте недостаточно одной только человеческой амуниции. Противостоять дьяволу можно оружием Божьим. Мы знаем, что в день злой оно нам пригодится, т.е. в тот день, когда сатана и его силы пойдут в атаку. Бывают дни затишья, но внезапно все начинается снова. Вот почему оружие свое проверять нужно ежедневно, чтобы быть готовыми к бою во всякое время.

«Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности». (6:14)
Из этого стиха мы узнаем о двух видах амуниции:
1. Пояс истины.
2. Броня праведности.
Опоясав себя истиной, мы не позволим лжи проникнуть в нашу жизнь. А надев броню праведности, мы переходим к нашему практическому действиям. В жизни это выражается соответствием между положением верующего и его поступками. Если праведность является практическим хождением во Христе, то нечего бояться деня злого, когда встретишься с врагом.

«И обув ноги в готовность благовествовать мир». (6:15)
Настоящая праведность ведет к путям мира. Евангелие мира, которое мы получили, поможет нам среди мирских невзгод встать на путь мира. А еще мы должны быть готовы проповедовать добрую весть благодати и мира тем, кто еще не уверовал.

«А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого». (6:16)
Прежде всего, нам нужен щит веры, который защитит нас от раскаленных стрел врага. Вера здесь - не только принятие Божьего свидетельства о Христе, которым мы спасаемся. Это повседневная вера с доверием Богу и Его Слову, которые придают уверенность в том, что Бог за нас.

«И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (6:17).
Наличие шлема помогает верующему держать голову прямо в присутствии врага. Он позволяет продвигаться вперед мужественно и отважно, сознавая, что какими бы слабыми сами по себе мы ни были, Бог есть Бог нашего спасения, и Христос сделает все, чтобы спасти нас.
Уже было сказано, что меч духовный есть Слово Божье, который используется под действием Духа. Для одних это средство обороны, для других - сильное наступательное оружие. Когда Слово Божье обращено против врага в силе Духа Святого, оно непобедимо! Вспомните, как Господь Иисус, когда был искушаем в пустыне, использовал силу Слова (Матф. 4:1-10), Он говорил: «Написано».

«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово -- устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно». (6:18-20)

В конце Послания апостол призывает молиться. Молитва - состояние постоянной зависимости от Бога. В любых обстоятельствах, на всяком месте, и во всякое время, молитесь! Апостол призывает ефесян не только молиться о всех святых, но и о нем.
Во все века доспехи Божьи были неотъемлемой частью жизни святых, но в эти последние дни, когда тьма века сего сгущается и козни дьявольские нарастают, важно быть во всеоружии Божьем, «…дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять». (6: 13)

Заключение (6:21-24)
Павел завершает замечательными словами утешения и ободрения, так как желает верующим мира и любви с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Мессии. В заключение он говорит о благодати, которой часто пользовался в служении, возложенном на него его Господом и Спасителем. Любя Его, Того, Кто прежде возлюбил нас, мы познаем Его удивительную благодать!