nl  Dutch site

Материалы

Послание к Римлянам

Rom_9-12

 

Дорогие друзья,

К Римлянам 9-11 можно было бы назвать забытыми главами Нового Завета. Почти каждый верующий знает последние слова 8-й главы этого Послания: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Но кому известны строки: «...Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти...»? Это сердечный крик Павла о судьбе своих соплеменников, которые не приняли Мессию, и, таким образом, никогда не смогли достичь определенного им Богом пункта назначения.

Затем апостол четко и ясно объясняет Божье намерение относительно Израиля. Он предупреждает о различных ошибочных мнениях, которые могут возникнуть по этому вопросу. Стоит также обратить внимание на то, что он поместил данные главы не в конце, а в самом сердце своего послания. Тем самым он подчеркивает важность правильного библейского понимания Божьего плана по отношению к Его народу Израиля.

Тот, кто вникнет в этот план, получит более полное представление о Библии и, прежде всего, более полное понимание значения Христа. «Ибо, - так заканчиваются эти главы, - все из Него, Им и к Нему».

Мы надеемся, что этот номер нашего журнала, объясняющий 9-ю, 10-ю и 11-ю главы Послания к римлянам, будет Вам в благословение.

Мы также благодарны вам за множество положительных отзывов. Они ободряют нас и побуждают продолжать наше дело силою и милостью Господа. В молитве и надежде на Его помощь был подготовлен и этот номер.

От имени руководства и сотрудников,

Сердечный шалом!

Антон Стиэр.

 

Великая печаль Павла

«Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти». (Рим.9:1-3).

Вовсе не случайно Послание к римлянам следует за книгой Деяний, хотя это и не соответствует хронологии событий. Оно является, так сказать, ключом к пониманию великих фундаментальных истин Евангелия, «…которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти» (Рим.1:2, 3). Его принцип – оправдание по вере - был известен еще Аврааму. (Быт.15:6, Рим. 4:3).

Эти истины Павел рассматривает в 9-11 главах в контексте Божьего плана по отношению к Израилю. Шаг за шагом он раскрывает удивительную Божью мудрость: « …Потому что все (евреи и не евреи) согрешили и лишены славы Божьей, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим.3:23, 24). Слова 8-й главы выражают радость осознания этой истины: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8: 38 и 39).

Заявив о невозможности отлучения от Божьей любви, Павел тут же делится своей великой печалью о своих братьях, которые не познали ее: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим.9:3).

Понятно, что в словах Павла заключается не показное благочестие. Они открывают нам сердце настоящего служителя, каким был, например, Моисей, заботившийся о судьбах своих соплеменников: «Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх.32:32).

 

Преимущество быть евреем

«…Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.» (Рим.9: 4, 5).

Апостол предъявляет нам список из десяти пунктов, где записаны преимущественные права, которыми был наделен Израиль. (См. Рим. 3:2 и Рим.9: 4, 5).

1. «Им вверено слово Божье»

Обратите внимание на слово «вверено». Евреи - пророки, - апостолы и - евангелисты записывали слова Бога под водительством Святого Духа (2-е Тим. 3:16; 2-е Пет.1:21).

В псалме 147: 8, 9 читаем: «Он возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю. Не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают. Аллилуия.»

Но это не все. На протяжении многих столетий еврейские писцы, соферим, аккуратно переписывали и передавали эти слова следующим поколениям. Невероятно, но, несмотря на свое неповиновение Господу, они продолжали бережно хранить Священные Писания!

Филон Александрийский, современник апостола, как-то сказал: «Евреям в десять тысяч раз легче было принять смерть, чем допустить изменение хотя бы одной буквы в Писании». Потому-то Господь Иисус говорит: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18).

2. Они – Израиль

Из книги Деяний видно, что общепринятым тогда обращением к почтенным потомкам Авраама, Исаака и Иакова было: «Мужи Израильские!» или «Израиль!». Они-то и получили право первыми услышать благую весть (Деян. 2:22, 36; 3:12; 4: 8,10; 5: 31; 10: 36; 13: 16, 17, 23, 24).

3. Усыновление

Кроме этого места термин «усыновление» в Новом Завете еще применяется и в отношении верующих, искупленных Христом (Рим.8:15, 23; Галл.4:5; Еф.1: 5). Израиль как народ получил право на усыновление. Связь между Богом и Израилем была настолько реальной, что Он противопоставляет Свое отцовство фараонову: «И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего» (Ис.4:22, 23).

4.Слава

Дело не в природной славе Израиля (ср. Ис.1:6; 48:4) – а в славе Божьей. Как жена является славой своего мужа (1-е Кор.11:7), так Израиль, должен был отражать народам славу своего Мужа (Ис.62:2).

5.Заветы

Слово «завет» (на греческом «диатеке») говорит и о других замыслах Бога для Израиля: Он желает отделить его от других народов, сделав святым. Слово «диатеке» происходит от глагола «диатитеми», означающего: «отделять», «приводить в порядок, устроить», «посвящать в духовный сан, помазать». Что, например, четко видно из слов пророка Иезекииля: «И проведу вас под жезлом и введу вас в узы завета. (37:20)».

Обратите внимание, что Павел говорит о «заветах» (мн.ч.), которые Бог заключил с отцами. В Библии написано о следующих заветах:

А. Завет с Авраамом

Он был безусловным (Авраам спал, когда был заключен завет (Быт.15:12)), состоял он из пяти обещаний:

1. Многочисленное потомство (Быт.15:5);

2. Земля во владение (Быт.15:7, 18);

3. Освобождение из Египта (Быт.15:14);

4. Победа над врагом (Быт.15:19-21);

5. Пришествие семени (Быт.12:7), Господа Иисуса Христа, истинного Наследника этих обетований (Гал.3:16), Который исполнит их для тех, кто в Него уверует (Гал.3:14).

Б.Заветы с Моисеем

1) Синайский завет (Исх. 19-28). Условный завет. Закон, однако, не отменял предыдущего завета с Авраамом (Гал.3:17)!

2) Моавитский завет (Втор. 29). Санкционировал проклятья.

3) Постдиаспорный завет (Втор.30: 1-10). Согласно этому завету Израиль в диаспоре покается, после чего будет возвращен в обещанную землю, а враги его будут наказаны.

В. Завет с Давидом

Содержит уверенность в бессмертном потомстве, царствовании и царстве Израиля через Сына Давидова ( 2-я Цар.7: 5-29; Лк. 1: 26-33 и т.д.).

Г. Новый завет

На основании пролитой крови Христа он гарантирует прощение грехов - когда Господь вложит Свой закон во внутренность их и напишет его на сердцах их (Иер.31: 31-34, Иез.20: 34-37; Мф.26:27; Евр.8:7-13).

Все эти заветы воплотились в Мессии Израиля:

А. Завет с Авраамом Христос как обещанное Семя (Гал.3:16).

Б. Завет с Моисеем Христос осуществил Божью святую праведность

В. Завет с Давидом Христос как Сын Давида будет царствовать вовеки

(Ис.9:5; Лк.1: 31-33).

Г. Новый Завет Кровь Христа как совершенная печать (Мф.26:27, 28).

6. Установление закона

Творенье являет Божью вечную силу и Божество (Рим.1:20), закон же открывает Его святость и мудрость, которые были доверены только Израилю (Пс.18; Пс.147: 8, 9; Рим.3:2).

7. Служение Божье

Всякое наставление и откровение от Бога служит Его цели. Сначала, в период старого договора, они были тенью будущих благ (Евр.10:1), а позже, в новом договоре, – «истинными поклонниками в духе и истине» (Ин.4:23).

8. Обетования

Об обещаниях Израилю Библия говорит неоднократно. Многие из них еще только должны осуществиться, как, например, обещание восстановить дом и царство Давида.

9. Отцы

Это те, к кому Бог обращался через пророков (Евр.1:1), обещая восстановление.

10. От них и Христос

Очень важно помнить о том, что Христос произошел из еврейского народа, и в то же время Он – Бог над всем, слава Ему во веки!

Божье Слово не может не сбыться

«Но не то, чтобы слово Божье не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от

Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божьи, но дети обетования признаются за семя». (Рим.9:6-8).

Рассмотрев эту часть Писания с точки зрения преимущественного положения плотских потомков Авраама, давайте разберемся в том, как практически Бог этого добивается.

На первый взгляд, неверие Израиля может остановить развитие Божьего плана, то есть, обещания Аврааму могут не исполниться.

Предваряя спешный исход такого плана, Павел утверждает, что не может быть, «…чтобы слово Божье не сбылось» (Рим.9:6), ибо его не нарушит никакое, даже самое сильное неверие.

Существует разница между словом Божьим как «вечным Его постановлением» и словом - «даром благодати», предназначенным для каждого человека, принять которое можно по вере через покаяние.

Завет, заключенный между Богом и Авраамом, был безусловным. И закон, который Израиль получил спустя 430 лет, его не отменил. (Гал.3:17). Обетования эти - часть Его нерушимых постановлений.

В то же время Послание к евреям 4:2 говорит, что Евангелие, не растворенное верою слышавших, не принесло им пользы.

А Марк пишет, что предание человеческое устранило слово Божье (Мр.7:13).

С одной стороны невозможно отменить Слово Божье - Его непоколебимое установление, ибо Писание не может нарушиться (Ин.10:35). С другой стороны, может ли не сбыться Слово в жизни отдельного человека из-за неверия или человеческих преданий?

Это отличие раскрывает суть библейского стиха: «…Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля» (Рим.9:6).

Божьи постановления весьма конкретны: обещания Аврааму и его потомкам Он сдержит, но только тем, кто исполнит два важных условия.

Условие первое: такой человек должен быть составной частью «изволения Божьего», которое заключается в избрании (ст.11). Принцип предпочтения Иакова Исаву. Бог предназначил свое обетование для Иакова и его потомков, а не для Исава и его будущих поколений.

Второе: вера. Принцип, по которому родились сыновья Авраама. Из-за неверия Авраама Исмаил был рожден по плоти (Гал.4:23), не наследовав обетований, Исаак же родился у Авраама и Сары по вере (Евр.11:11; Рим.4).

Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел

«А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын. И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божье в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим.9:9-13).

«Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел»

Уже много столетий подряд ведутся споры вокруг этого стиха. Неужели стих говорит о боге-фаталисте, который по воле случая принимает одного, и не признает другого, готовит одному вечное спасение, а другому – вечную погибель? Никак.

Давайте просто правильно расставим акценты.

«Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел».

Ударение здесь на любви к Иакову, а не на пристрастном отношении к Исаву. Похожее место, передающее подобный смысл, есть у евангелиста Луки, и оно связано со словом «ненависть»: «…Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». (Лк.14:26).

Совершенно понятно, что стих не призывает ненавидеть родителей, или кого-либо из супругов, детей, братьев или сестер. Это бы противоречило как пятой заповеди Ветхого Завета, так и новой заповеди: любить друг друга «…как Я возлюбил вас» (Ин.13: 34).

Сколько бы Господь Иисус ни любил Своих родителей, но дела Его небесного Отца остаются для Него приоритетными, о чем Он говорит уже в 12-летнем возрасте: «…Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк.2: 49).

В любви к Иакову и ненависти к Исаву нет ничего личного, кроме предопределения одного (предпочтение одного другому) для выполнения особой цели.

 

В предопределении выражены три важных принципа:

1. Оно отрицает любою возможность признания собственных заслуг во всяком деле.

Ибо дети «еще не родились и не сделали ничего доброго или худого», но уже избраны Богом для совершения Его плана.

2. Избрание Иакова, а не Исава - не просто определение лучшего из лучших. Это избрание народа, который произойдет от него (соответственно Израиль и Едом) (Быт.36:1; Мал.1:1-5).

3. Божье избрание всегда связано со специальным служением. Избрание - не результат, а начало процесса, ведущего к реализации Божьего плана спасения.

Следовательно, избрание Израиля неразрывно связано с особым служением, на которое его призвал Господь. Да и примечание «во-первых, Иудею» в понимании привилегированности имеет две стороны, о которых также написано в Рим. 2: 9-11:«Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!... Ибо нет лицеприятия у Бога».

Во всех делах Божьих: с Иаковом ли, Исавом или фараоном, Он – суверенный Бог, о Котором человек судить не может, Он имеет власть сделать один сосуд для почетного употребления, а другой - для низкого (Рим.9:20-23).

Давайте остановимся на удивительных отношениях Бога с Его народом, где Израиль - глина в руках Горшечника.

Горшечник и глина

«А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною. И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого». (Рим.9:20-26).

В книге Исаии Бог называет себя Творцом Иакова и Создателем Израиля: «Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой» (Ис.43: 1).

Человек всегда противостоял Богу и критически относился к Его Совету, измеряя все своею мерою. Удивительно, как точно Павел подмечает эту человеческую черту!

«Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" (Рим.9:19).

В этом вопросе заключается фаталистичное представление о Боге, Который предопределил все давным-давно, без учета воли человека. Но Павел показывает нам, что глина - не мертвый материал в руках Бога и отвечает перед Горшечником за свои действия. То, что глина – материал, имеющий сопротивляемость, мы убеждаемся на примере фараона. Но разве Бог не явил фараону великого долготерпения? Сначала фараон безжалостно угнетал Израиль, однако возмутился, когда услышал призыв Моисея отпустить народ: «…Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля?» (Исх.5:2а). Еще трижды фараон ожесточал свое сердце (Исх.7:13, 22; 8:19), и, несмотря на неотвратимость казней от Бога, продолжал упорствовать (Исх.7:14), что переполнило чашу Божьего терпения. И вот уже Бог ожесточает сердце фараона (Исх.9:12; 10:29, 27; 11:10; 14:4, 8, 17).

Путь, выбранный фараоном, привел его к наказанию: вступив в борьбу с Богом, он пройдет его от начала и до конца. Фараон испытывал терпение Бога тем, что ставил под сомнение Его всемогущество и величие: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля?» Он восстал, и Бог ему показал, Кто есть Господь: «…Для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле» (Рим.9:17).

В отличие от верующих, которым приготовлено Его «преизобильное богатство благодати» (Еф.2:7), людей неверующих и жестоких сердцем Бог хранит для того, чтобы явить в их жизни Свою невероятную силу. Как первые, так и вторые становятся свидетелями Его Божественного естества, одни – через Его любовь и милость, другие – посредством Его силы и праведного суда.

Вспомните, как поступил Бог с фараоном и его войском, чем вызвал трепет и страх среди других народов земли (Исх.15:15, 16). Бесспорно, что это один из величайших Божьих принципов, красной нитью проходящих через все Писание.

Еще один яркий пример из 2 Фес. 2:10-12, где написано о людях, которые гибнут из-за того, что «не приняли любви истины для своего спасения». Они сознательно отказались не только от истины, они отвергли любовь Истины. За что Бог воздействует на них заблуждением так, что они верят лжи. Не поверившие истине и возлюбившие неправду будут осуждены. (2 Фес. 2:11, 12).

И Израиль будет наказан за свое неверие и непослушание. И тогда их сердца ожесточатся, и они ослепнут и оглохнут (см. Деян.28:26-28).

Исаия пишет: «Посему так говорит Святый Израилев: так как вы отвергаете слово сие, а надеетесь на обман и неправду, и опираетесь на то, что беззаконие это будет для вас, как угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение» (Ис.30:12, 13).

Писание не скрывает от нас участи врагов Израиля. Ненависть по отношению к Богу и Его народу в конце времен падет на их же головы. Народы, ополчившиеся против Иерусалима в День Господа, выступят фактически против Него. И путь к Иерусалиму, кажущийся открытым, приведет вражеские армии в капкан, как привел в свое время войско фараона, попавшее под Божий суд (Зах.12:2, 3; 14:1-3, 12, 13).

Еще более важно внимательно относиться к фразе апостола Павла из Рим. 9:

«Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе» (9:22, 23).

Обратите внимание, «сосуды гнева» уже готовы к погибели, и сосуды милосердия Он приготовил к славе. Бог не предопределяет человеку «сосудов гнева», а готовит его к ним. Греческое слово «катардитцо», используется здесь в значении «совершенствовать», «вести подготовку», «восстанавливать то, что было разрушено». Такое слово встречается, например, в Евангелии от Марка 1:19 в значении «чинить»: «…Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети».

В Гал. 6:1 в связи с впадающим в прегрешение человеком написано: «…Исправляйте такового».

В довершение картины приведем отрывок из книги пророка Иеремии 18: 3,4: «И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать».

Слово «развалился» может иметь и другое значение: «испортился». Это слово полностью передает состояние человека мятежного, который стал таким не по вине Горшечника, а из-за собственного греха и неповиновения. Небесный Горшечник не выбрасывает такую глину, а делает сосуд заново, чтобы, в конце концов, превратить его в сосуд гнева, через который также прославится Господь.

Сосуды милосердия сотворены для славы, правильнее сказать, приготовлены заранее, и их не используют до тех пор, пока не наступит момент, когда они смогут передать всю славу при полном свете. Слово «приготовил» встречается и в Еф. 2:10, где говорится о добрых делах, которые Бог предназначил исполнять нам, Его детям.

Как утверждает Павел, мы являемся этими сосудами милосердия, «которые Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников» (Рим.9:24).

После того, как Израиль как народ не принял Мессию, в доме Горшечника кроме «еврейской» глины имеется и «языческая», приготовленная для Его славы, или, как учит Павел в Послании к ефесянам: «…Дабы послужить к похвале славы Его» (Еф.1:12).

Следовательно, Дух Божий допускает двойное осуществление пророчества Осии (2:22).

«…Не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную – возлюбленною» (Рим.9:25).

По сути, Осия говорит здесь о восстановлении Израиля, Его вечной невесты, которое Господь совершит в будущем, и благодаря чему Израиль уже не будет yMi[;-al{ «ло амми» («не Моим народом»), но yMi[; «амми» («Моим народом»).

Но, по вдохновению Святого Духа, апостол здесь открывает еще и иную грань: в том числе и язычникам, некогда не знавшим Бога (Еф.2:12), через веру открылся путь к спасению, и их Господь принял как Своих, как: «Мой народ». Вот так, ранее нелюбимые стали возлюбленными, усыновленными Самим живым Богом (Рим.9:25, 26).

Остаток спасется

«И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре. Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится» (Рим. 9:29-33).

Отношение к Мессианским пророчествам и у Израиля, и в Христианстве весьма неоднозначное. Так Израиль считает себя преемником всех Мессианских пророчеств, например, на основании Исаии 53, где я ажных приципа:под «страдающим Слугой Господним» еврейская интерпретация подразумевает народ Израиля; а Христианство после падения Израиля все Мессианские пророчества относит на счет церкви - произошла подмена понятий. Все же, несмотря на падение Израиля и участие язычников в их духовном (Рим.15:27), Господь верен обещаниям восстановить Израиль.

То есть, Он исполнит верному остатку. Хочется привести цитату из Послания к римлянам: «…Не все те Израильтяне, которые от Израиля». Апостол цитирует пророка Исаию: «…Хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле. (Рим.9: 27, 28).

Рассмотрим эти библейские стихи более детально: «И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святого Израилева, чистосердечно. Остаток обратится, остаток Иакова - к Богу сильному. Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится…» (Ис.10:20-22).

Основные принципы здесь такие:

а) Только лишь остаток ( «шеар» - ивр.) Израиля и дома Иакова (указание на потомство Иакова по плоти) избегнет наказания.

б) Они не будут более полагаться на поражающих Израиля (каким был царь Ассирии), и не будут ждать своего избавления ни от дипломатических переговоров, ни от человека - будущего мирового правителя, «выходящего из моря зверя» (2-е Фес.2 и Отк.13:1).

в) Они пребудут в истине Господа, Святого Израилева, и не заключат «союза со смертью и с преисподнею» (Ис.28:15).

г) Они обратятся к Богу Всемогущему ( «Эль Гибор» - ивр.).

«Остаток обратится» - это перевод с иврита имени одного из сыновей пророка Исаии

«Шеарясув». Посредством этого имени пророк поддерживает царя Ахаза, испугавшегося двух вражеских армий (Ис.7:3).

И вновь нам открывается двойное пророчество, то есть оно уже частично осуществилось, но полностью исполнится в будущем (обычно сопровождается словами «в тот день»).

И, несмотря на все невзгоды, Господь в будущем также сохранит верный остаток из Его народа. Потому Павел опять цитирует пророка Исаию: «И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре» (Рим. 9:29).

Мы смотрим на дела Божьих рук глазами человека: «…Если бы Господь Саваоф не оставил нам семени…». А в соответствии с Божьим планом Он Сам сохранит остаток Израиля. «Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом» (Рим.11:4). Конечная цель всякого Божьего плана: прославить Его Имя. Поэтому Господь говорит через пророка Иезекииля: «Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего, которое вы обесславили…» (36: 22).

Поэтому Израиль не постигнет печальная участь Содома (через ангелов Лот и его семья были спасены) и Гоморры. Сам Бог хранит Свой народ от уничтожения. Хотя невозможно описать словами трагедию, которая ожидает народ накануне финального боя в будущем. Как по-человечески принять то, о чем пишет пророк Захария, об оставшейся в живых горстке Израиля, его верном остатке? В тринадцатой главе написано, что две третьих народа погибнет в земле, а треть для очищения пройдет через огонь (Зах.13:8, 9). Пророк Исаия 6:13 сказал: «И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее».