nl  Dutch site

Псалом 1

Псалом 1
Блаженный муж

Антон Стиэр


Мы уже знаем, что Книгу псалмов можно поделить на части в соответствии с пятью Книгами Моисея. Псалом 1, таким образом, относится к разделу «Бытие», в еврейском варианте - «Берешит», и содержит основные принципы Божьей воли по отношению к человеку и его путям.

Две дороги
Псалмопевец показывает глубокий контраст между Божьей волей и волей человеческой. Одна ведет к жизни, а другая — к смерти. Мы как будто слышим голос Господа, произносящего устами Моисея: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19). Жизнь, которую надлежит избрать, прекрасно описана в 3-м стихе: «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет». Обратите внимание на то, что он подобен дереву. Дерево представляет собой метафору. Жизнь - это, по сути, сам Господь, как видно из следующего стиха «Второзакония» : «... чтобы любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя...» (1) (Втор. 30:20). Это и является ответом на вопрос, кто же этот блаженный Муж, «который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!». Это — Мессия Израилев. Только Он может сказать: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39:9) и «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин 4:34). Во время Своего земного служения Он истинно был, словно дерево, посаженное у вод, чьи листья никогда не вянут.

Новый Иерусалим
Мы также отчетливо видим параллели с отрывком из книги Бытие, в котором говорится, что Бог произростил «дерево жизни посреди рая» (Быт. 2:9). Этот образ воплотится в Новом Иерусалиме, про который мы читаем в Откровении 22:2: «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов».

И во всем, что Он ни делает, успеет
В 3-м стихе псалмопевец показывает, как развивается жизнь Мужа, Мессии: « …И во всем, что он ни делает, успеет».
Когда Иисусу исполнилось двенадцать лет, Он сказал: «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лук. 2:49). А последними на кресте: «Cовершилось!» (Ин. 19.30). Во всем, что было в промежутке между этими словами, Он успел. Но после смерти и воскресения предстоит сделать еще многое, как, например, «суд над нечестивыми».

Нечестивые
Блаженному Мужу (единственное число) противопоставлены нечестивые (множественное число), которые в будущем будут судимы Им. Апостол Павел ссылается на этот суд при обращении ко греческим философам в Афинах: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17:30,31).

Этот суд состоится по возвращении Мессии, когда будут стоять «престолы суда, престолы дома Давидова» (Пс.121: 5).
Нечестивые предстанут на праведный суд (стих 5): они ходили на совет нечестивых, стояли на пути грешных и сидели в собрании развратителей (пс.1:1). Наступит время, когда думавшие, что могут безнаказанно творить мерзости, превратятся в прах, возметаемый ветром (стих 4).

Стих 5 говорит о том, что верующие, названные «собранием праведных», будут вершить Его суд. Напоминая коринфянам по поводу взаимных тяжб, Павел сказал: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? (1 Кор.6: 1, 2). Отчасти мы уже наблюдаем, как воплощается этот принцип: «Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И, таким образом, тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог» (1 Кор.14: 24, 25). Не забывайте, что во времена коринфской церкви все еще действовал принцип ожидания Царства!

Путь праведных
Псалом заканчивается словами: «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет». Есть только два пути: один (для грешников) ведет к погибели, другой (для тех, кого знает Господь) – к жизни с избытком, полной благословений. На самом деле, в таком положении находится человек, который послушен Господу: «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое…».
Только послушайте, как прекрасны обетования Господа для остатка Израиля:
«И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, - отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему». (Ис.60:21).
«И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают». (Ис.58:11).
И все это - дела рук благословенного Человека, потому что Он успешен во всем, что бы ни делал, ради чести и славы Имени Своего.

Примечания:
1) В оригинальном тексте «...ибо Он жизнь...». Павел использует практически те же слова в послании Филиппийцам (1:21): «Ибо для меня жизнь - Христос».