nl  Dutch site

Даниил: Божий замысел об Израиле и народах

Введение

 

Даниил 1: Бог Израиля - главный Руководитель

Даниил 2: Сон об истукане - прообразе земных царств. Явление Царства с небес

Даниил 3: Люди в огненной печи

Даниил 4: Кто превозносится - будет унижен

Даниил 5: Надпись на стене

Даниил 6: Даниил во львином рве

Божий путь для Израиля и других народов

Разделение

Книга Даниила в христианской Библии стоит в разделе пророческих. Еврейский канон относит её к историческим книгам. Она охватывает события, происходившие приблизительно с 605 г. до н.э. и до середины 535 г. до н.э. Мы не сторонники современной богословской теории, согласно которой книга Даниила была написана во 2 веке до н.э. В ней чётко отображено будущее Израиля и других народов, поэтому её написание можно отнести к более позднему периоду.

Основные положения

Книга освещает два основных направления: Божий путь для Израиля и Божий путь для остальных народов. Но сначала Израиль.

Как случилось, что народ оказался в плену? Причина, по которой евреи были уведены в плен (Израиль в 721 г. до н.э. - в Ассирию и Иуда в 605 г. до н.э. - в Вавилон), заключалась в непослушании Господу: «Введёт тебя Господь, и царя твоего, которого ты поставишь над собою, к народу, который не знал ни ты, ни отцы твои, и там будешь служить иным богам, деревянным и каменным. И ты будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, куда Господь влечёт тебя». Даниил исповедует этот грех в 9 - 11 главах книги.

  

Первое направление. Божий путь для Израиля

Перенесёмся назад, во времена правления судей в Израиле. Этот период продолжался приблизительно 400 лет и завершился желанием Израиля избрать себе царя, как у других народов. Его первым царём стал Саул. Он правил сорок лет, затем был Давид, от которого произошла особая линия - род Давидов. Бог обещал ему, что престол его устоит во веки (2-е Цар.7:16,17). Обещание исполнилось в Мессии Иешуа, Господе нашем, что подтверждают стихи Евангелия от Луки, - ангел, возвестивший Марии о рождении Иешуа: «Он будет велик, и наречётся Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки; и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:32,33).

Престол Давида значительно усилился в период правления его сына Соломона. Однако процветание резко оборвалось после того, как Соломон ослушался Господа, вследствие чего в 931 г. до н.э. его царство разделилось (3-е Цар.11, 12). С того времени Израиль распался на два царства: северное (десять колен) и южное (два колена). Линия Давида продолжилась в южном царстве в сыне Соломона, царе Ровоаме. Из-за неверия и грехов (поклонение языческим идолам), совершенных при царях Иудеи (см. книги Царств и Паралипоменон), Бог допустил то, что в 605 г. до н.э. два колена были захвачены и уведены в вавилонский плен. Так настали «времена язычников» (Лк.21:24). После пленения царя Седекии правление на престоле Давида прекратилось. Я убеждён, что временно, так как в ближайшем будущем царство Давида будет восстановлено. В 605 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор захватил в плен Даниила и троих его друзей.

События книги относятся ко времени правления следующих царей:

- Навуходоносора (гл. 1-4)

- Валтасара (гл. 5,7 и 8)

- Дария Мидянина (гл. 5:30 - 6:29 и гл. 9)

- Кира (глава 10-12)

Второе направление. Божий путь для других народов

Этот путь предсказан в видении Навуходоносора (глава 2) – он во сне увидел истукана, символизирующего царства, и в видении Даниила о четырёх зверях (глава 7). Эти главы рассказывают о язычниках и их пути к мировому господству. В будущем, под руководством антихриста и лжепророка, их положение окажется безнадёжным. Но внезапно с небес явится Царь царей, «сидящий на белом коне», Который положит конец правлению язычников (см. Дан. 2:34,35; Отк. 19:11-16). По мере изучения книги Даниила мы увидим, как развивались оба эти направления.

Даниил 1

Бог Израиля – главный Руководитель

Даниил в царском дворце в Вавилоне

«В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму, и осадил его; И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов Дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего; и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего» (Дан. 1:1-2).

Основываясь на Писании (4-е Цар. 23:35-37), царь Иоаким делал неугодное в очах Господних. Обратите внимание на фразу: «Господь предал». На первый взгляд власть принадлежит Навуходоносору, однако всем управляет Божья рука. Из отрывка не ясно, был Иоаким в 605 г. до н.э. доставлен в Сеннаар вместе с храмовыми сосудами или нет. Сначала Навуходоносор хотел забрать его в Вавилон, однако Иоакиму разрешили остаться в Иудее на определённых условиях (наполнение казны). Земля Сеннаар – место построения Вавилонской башни, где человечество намеревалось создать себе имя, противопоставив его Имени Бога. Анти-Шем! Отсюда происходят корни антисемитизма! См. Бытие 11:2-4: «… И сделаем себе имя!»

Еврейское слово «шем» означает: «имя».

Подготовка к царской службе

"И сказал царь Aсфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привёл отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышлёных и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому. И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя. Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария. И переименовал их начальник евнухов - Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго. Даниил положил в сердце своём не оскверняться частью со стола царского и с вином, какое пьёт царь. И потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему" (Дан. 1:3-8).

Уже в Вавилоне из пленных евреев отобрали всех, кто принадлежал к царскому роду и был благородных кровей, они были представлены царю Навуходоносору, там оказался и Даниил с друзьями. Они, благодаря своему происхождению и образованию, освоили царскую службу за три года.

Лишение веры и идентичности

Даниила и его друзей заставляли забыть всё еврейское: воспитание, культуру. Их учили халдейской грамоте и письму. Более того, изменили их имена. Имя в то время значило многое - оно передавало сущность человека. Так, имя Даниил, которое означает «Господь - мой Судья», изменили на имя Валтасар «Хранящий жизнь царя».

Юноши должны были питаться с царского стола идоложертвенным, что противоречило еврейскому закону о чистой пище - кашруту. Уничтожалось всё, что связывало Даниила с его еврейскими корнями.

Бог верен тем, кто служит Ему от всего сердца

Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов. И начальник евнухов сказал Даниилу: «Боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье: если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною пред царём». Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: «Сделай опыт над рабами твоими: в течение десяти дней пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья. И потом пусть явятся пред тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царской пищей, и затем поступай с рабами твоими как увидишь»» (Дан.1:9-13).

Слово «потом» говорит о том, что Даниил не собирался отрекаться от Бога. Можно изменить имя, но не сердце! Сравните с Моисеем (Евр. 11:24,25) и Иосифом (Быт. 39: 9,10). Надеюсь, что в это последнее время, когда мир все больше напоминает Вавилон, образ Даниила поможет сохранить нам верность Господу и устоять, избирая библейский путь (Иак. 4:4).

Проходя через испытания

«Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее тех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи. И даровал Бог этим четырём сим отрокам знания и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу ещё даровал разуметь и всякие видения и сны. По окончании тех дней, когда царь приказал представить их, начальник евнухов представил их Навуходоносору. И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царём. И во всяком деле мудрого уразумения, о чём ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его. И был там Даниил до первого года царя Кира.» (Дан. 1:14-21)

Хотя в предложении Даниила и был определённый риск, но евнух принял его. Через десять дней результат был ошеломляющим. Даниил и его друзья выглядели здоровее тех, кто ел царскую пищу. Евнух был так воодушевлён, что ещё в течение трёх лет носил им лишь воду и овощи (на зависть всем диетологам!).

Всё-таки всем руководит Бог!

Направляющая рука Господа видится во всём. Без слов понятно, что только Господь создаёт и благословляет сюжет, по которому за три года не обнаружилась такая подмена.

Семьдесят лет при дворе

Глава оканчивается на том, что Даниил оставался при дворе до первого года царя Кира (535 до н.э.). То есть, с большой долей вероятности можно утверждать, что Даниил служил при дворе около семидесяти лет: предположительно из Иерусалима его увели в Вавилон в 605 г. до н.э., и не один десяток лет он играл важную роль в общественной жизни государства, оказывая большое влияние на вельмож и политиков того времени. Скорее всего, Даниил дожил до почтенных лет, если в плену он оказался в возрасте 12 – 17 лет, плюс семьдесят лет царской службы. Из некоторых еврейских источников известно, что Даниил прожил более ста лет.

Даниил 2

Видение царств в образе истукана. Пришествие Царства с небес

Введение

Сон Навуходоносора и пленение иудейского царя Седекии предвосхитили (в соответствии с Божьим планом) начало так называемого «времени язычников». У Седекии не было преемника. Линия Давида прервалась и Библия повествует о «времени язычников». В Евангелии от Луки 21:24 Господь Иешуа учит, что во времена язычников Иерусалим будет попираем другими народами. Неудивительно, что в наши дни Иерусалим часто находится в центре событий. Иерусалим и народ Израиля являются сердцем пророческих событий в прошлом, настоящем и в будущем. Времена язычников завершатся с приходом Мессии-Царя Иешуа, Который как Сын Давида положит конец их правлению (Лк.1:30-34).

Сон Навуходоносора

«Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, которыми возмутился дух его, и сон удалился от него. И велел царь созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и Халдеев, чтобы возвестить царю сновидения его. Они пришли, и стали перед царём. И сказал им царь: «сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон». И сказали Халдеи царю по-арамейски: «O, царь! Во веки живи! скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его». Отвечал царь и сказал Халдеям: «слово отступило от меня; если вы не скажете мне сновидения и значения его, то в куски будете изрублены, и дома ваши обратятся в развалины; если же расскажете сон и значение его, то получите от меня дары, награду и великую почесть; итак скажите мне сон и значение его. Они вторично отвечали и сказали: «да скажет царь рабам своим сновидение, и мы объясним значение его». Отвечал царь и сказал: «верно знаю, что вы хотите выиграть время, потому что видите, что слово отступило от меня. Так как вы не объявляете мне сновидения, то но вас один умысел: вы собираетесь сказать мне ложь и обман, пока минет время; итак расскажите мне сон, и тогда я узнаю, что вы можете объяснить мне и значение его». Халдеи отвечали царю и сказал: «нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного ни от какого тайноведца, гадателя и Халдея. Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью». Рассвирепел царь и сильно разгневался на это, и приказал истребить всех мудрецов Вавилонских. Когда вышло это повеление, чтоб убивать мудрецов, искали Даниила и товарищей его, чтобы умертвить их». (Дан. 2:1-13)

Вавилон и оккультизм

Упоминание здесь магов и чародеев указывает на их связь с идолами Вавилона, а также, с оккультными и демоническими силами. В некотором смысле царь приготовился к тому, что они будут лгать и обманывать (ст. 9). Сатану ведь и называют «отцом лжи» (Ин.8:44). Чародеи пришли к выводу: царь просит о том, что не под силу никому из живущих на земле.

Перейдя от слов к делу, царь приказывает убить всех мудрецов, в том числе Даниила и его друзей.

Сон Даниила

«Тогда Даниил обратился с советом и мудростью к Ариоху, начальнику царских телохранителей, который вышел убивать мудрецов Вавилонских, и спросил Ариоха, сильного при царе: «почему такое грозное повеление от царя?» Тогда Ариох рассказал, всё дело Даниилу. И Даниил вошёл, и упросил царя дать ему время, и он представит царю толкование сна. Даниил пришёл в дом свой, и рассказал дело Анании, Мисаилу и Азарии – товарищам своим: чтоб они просили милость у Бога небесного об этой тайне, дабы Даниил и товарищи его не погибли с прочими мудрецами Вавилонскими. И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил благословил Бога Небесного.

И сказал Даниил: «да будет благословенно имя Господа от века и до века! Ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей даёт мудрость мудрым и разумение разумным; Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним. Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чём мы молили Тебя; ибо Ты открыл нам дело царя». После сего Даниил вошёл к Ариоху, которому царь повелел умертвить мудрецов Вавилонских, пришёл и сказал ему: «Не убивай мудрецов Вавилонских; введи меня к царю, и я открою значение сна». Тогда Ариох немедленно привёл Даниила к царю и сказал ему: «я нашёл из пленных сынов Иудеи человека, который может открыть царю значение сна».

Царь сказал Даниилу, который назван был Валтасаром: «можешь ли ты сказать мне сон, который я видел, и значение его?»

Даниил отвечал царю и сказал: «тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни…» (Дан. 2:14-28a)

Языческим идолам Вавилона не удалось пересказать сна Навуходоносора своим магам, астрологам и чародеям. Единственный, Кто мог сделать это - Бог Израиля. В этом Даниил был уверен. Без капли сомнения он обратился к царю через Ариоха с просьбой принять его. Даниил просил время у царя, чтобы рассказать и объяснить ему сон. Не известно, сколько тот выделил Даниилу. Мы знаем только, что и Даниил с друзьями провели это время в молитве перед Богом. И Он открыл ему тайну в ночном видении. Надежда Даниила оправдалась. Он от Самого Бога узнал содержание и значение сна царя Навуходоносора. Даниил благословил Господа особой молитвой благодарности:

1. У Бога мудрость и сила!

2. Бог изменяет времена и лета. Всем управляет Бог. Он ставит и убирает царей. По Его воле одно царство сменяется другим.

3. Он даёт мудрость мудрым и знания жаждущим их.

4. Он открывает глубокое и сокровенное.

Даниил объясняет сон Навуходоносору

«Сон твой и видения главы твоей на ложе твоём были такие: ты, царь, на ложе твоём думал о том, что будет после сего, и Открывающий тайны показал тебе то, что должно произойти.

Но мне тайна сия открыта не потому, что я был мудрее всех живущих, но для того, чтоб открыто было царю разумение, и чтоб ты узнал помышления сердца твоего. Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его - медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.

Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, и железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда всё вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах; и ветер унёс их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. Вот сон! Скажем пред царём и значение его. Ты, царь, царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу, и славу; и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими, ты - эта золотая голова! И после тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и ещё третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землёю. А четвёртое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать.

А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделённое, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиной. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое.

А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною.

И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу, оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно.

Так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!» (Дан. 2:28б-45)

Камень

Много столетий спустя огромное языческое царство будет разрушено Камнем, как некогда камнем Давид убил языческого великана Голиафа. Поразительно, что история Давида и Голиафа стала пророческой для 2-ой главы книги Даниила. Заметьте, в Писании Камень покатился без человеческих усилий, - это я обращаюсь к тем, кто на основании теологии так называемого «Царства сегодня» устанавливает его на земле политическим и/или общественным путём.

Камень, о котором написано, относится к Царству Господа Иешуа. Оно наполнит всю землю. Величие Его и могущество испепелит все языческие царства, и подчинит их себе. Так завершится время язычников. Через послания пророков Библия неоднократно говорит об этом славном Царстве (ср. Ис.11 и Ис.35)! Оно было близко, когда Господь Иешуа находился на земле. Поэтому Иоанн Креститель и призывал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.» (Мф.3:2). Но Израиль, как учил Иоанн Креститель, должен был покаяться до утверждения Царства. Послание «Евангелия Царства» адресовано исключительно «погибшим овцам дома Израилева!» (Мф.10:5-8). Его проповедовал Иоанн Креститель (Мф.3:1-3), а после того, как он был обезглавлен, это Евангелие проповедовал сам Иисус (Мф.4:23), позднее - двенадцать учеников (Мф.10:7) и, в конце концов, семьдесят учеников, назначенных Иисусом (Лк.10:10). Хоть время, когда Камень мог оторваться от горы, было близко, но из-за неповиновения Израиля, он всё ещё там, никуда не переместился и не наполнил землю. Поэтому установление славного Царства было отложено до времени. В Евангелии от Матфея 23:37-39 читаем: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Вот, ваш дом оставляется вам пуст. Ибо, говорю вам, вы не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: «благословен Грядущий во имя Господне!»»

Пока не произойдёт национального покаяния Израиля, Камень не сдвинется с горы и ноги Иешуа не станут там, откуда Он вознёсся (Зах.14: 4).

Теперь понятен вопрос учеников к Иешуа: «Не в это ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6).

Истукан как прообраз слабеющего царства

Истукана, которого Навуходоносор увидел во сне, Даниил истолковал временем, когда миром будут править четыре земные царства (истукан состоит из четырёх разных металлов). Для более чёткого представления об образе «статуи царств» необходимо прочитать книгу Даниила (гл. 2 и 7) и книгу Откровения (гл.13 и 17). Вместе они составляют «библейский квартет», помогающий объяснить концепцию времени язычников.

Иллюстрации

Царства, из которых состоит статуя, - это империи, обладающие мировой властью в человеческой истории. Рассмотрим пристальнее Римскую империю. Рождение Господа Иешуа совпало со временем установления ею мирового господства. В 7-ой главе книги говорится о ней, как о страшной, ужасной и весьма сильной. Четвертая империя предстаёт перед нами в образе десяти пальцев ног истукана (2: 41,42).

Возрождение Римской империи в конце времён

Толкование Даниилом четвертой империи как десяти пальцев ног статуи говорит о её возрождении в ближайшем будущем. То, что Римская империя станет союзом из десяти царей или десяти государств не является спекулятивной философией. Оно основывается на пророчестве Даниила и параллельном тексте из Откровения 13 и 17 о видении апостола Иоанна. Действительно, в будущем после Римской империи будет одна империя с двумя административными фазами. Первая фаза - фаза царств, затем федерация (союз) царств во главе с антихристом. По-видимому, вторая административная фаза будет продиктована зверем (Отк. 17:11).

Особое резюме

Десять пальцев на ногах истукана (федерация царств) по Даниилу представляют собой отчасти сильную и отчасти слабую комбинацию автономной власти, с начальной фазой правления - демократической. Посмотрите, как расширились рамки Европейского Сообщества и Средиземноморского Союза! Это северо-африканские страны, ищущие сближения с Европой. Второй фаза правления этого царства - диктатура зверя. По нашему глубокому убеждению антихрист будет выходцем не из известного нам Европейского Союза. Скорее всего, он придёт из какой-нибудь другой страны бывшей Римской империи, из арабского государства, например, из Вавилона (Вавилон или Ирак находится на севере по отношению к Израилю). Позже мы увидим это из 8-ой главы. По моему убеждению, воплощением антихриста станет северный царь.

Даниил 3

Мужи в огненной печи

Введение

В этой главе рассказывается о символе человеческой гордыни - золотом истукане, которого поставил царь Навуходоносор на поле Деир в вавилонской области (см. также 4:30). Целью создания этой золотой статуи было показать всему миру царскую власть и утвердить величие империи (см. гл.2, где Вавилонская империя представлена ​​в образе золотой головы в «статуе царств»). Принудительное идолопоклонство, а также последствия отказа от такового - всё это признаки будущей империи антихриста, претендующего на всеобщее поклонение (Откр. 13:14,15).

Кроме того, наши взгляды устремлены к троим друзьям Даниила, которые отказались поклонятся божеству. Затем Бог доказывает Свою верность по отношению к ним, когда они были брошены в огненную печь. Очень осторожно мы проведём параллель с 144000 рабов Божьих, запечатлённых на челе (Откр. 7:1-8; Откр. 14:1-5), которых не коснётся время великой скорби.

Посвящение и поклонение золотому истукану

«Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, а шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской. И послал царь Навуходоносор собрать сатрапов, наместников, военачальников, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей, чтоб они пришли на торжественное открытие истукана, который поставил царь Навуходоносор. И собрались сатрапы, наместники, военачальники, верховные судьи, казнохранители, законоведцы, блюстители суда и все областные правители на открытие истукана, который Навуходоносор царь поставил, и стали пред истуканом, который воздвиг Навуходоносор. Тогда глашатай громко воскликнул: «объявляется вам народы, племена и языки: в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, который поставил царь Навуходоносор. А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнём. Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий, то пали все народы, племена и языки, и поклонились золотому истукану, который поставил Навуходоносор царь.» (Дан. 3:1-7)

Истукан вблизи

Золотая статуя была символом мощи Вавилонской империи (2:38). Так как она полностью была из золота, то можно только догадываться о степени мании величия у Навуходоносора, которому его империя казалась несокрушимой. Напоминает Мессианское царство, не так ли (2:44)? Ведь стремление сравняться с Богом, есть наивысшей точкой проявления гордыни.

Статуя была огромной: высота - 60 локтей, ширина - 6 локтей (около 32м и 3,2м). Её пропорции 10:1 - они не соответствует нормальным человеческим (6:1). Хотя нигде и не говорится, что истукан похож на человека.

Взгляд в будущее

Здесь есть ссылка на Откровение 13:14, 15, где изложено видение зверя (антихриста) периода великой скорби. Там же написано, что всякий, не поклоняющийся образу, будет убит, и, что, как и в 3-й главе Даниила, поклонение зверю будет вселенским! Размеры статуи очень важны для нас, так как числа в Библии имеют значения. Человек, например, представлен числом 6. Размеры установленной в Деире золотой статуи Навуходоносора (60х6) означают вершину человеческой власти и зла. Что интересно, что, как утверждают различные еврейские источники, Деир - место, где была построена Вавилонская башня. Золотая статуя на поле Деир размером 60х6 является ещё воплощением крайней степени гордыни, выраженной словами: «Создадим себе имя!». Анти - Шем! (См. также Быт. 11:4). На протяжении всей истории человек пытается сделать себе имя в противовес Имени Бога. Наивысшей точки эта борьбы достигнет в 70-ю неделю (Дан. 9), когда откроется антихрист. «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись…», кроме имени Господа Иешуа Мессии (Деян.4:12). Между антиименем человека и именем Иешуа Мессии происходит противостояние, которое завершится славной победой Иешуа и Его верных (Отк. 9:11-16).

Где был Даниил?

«В это самое время приступили некоторые из Халдеев и донесли на Иудеев. Они сказали царю Навуходоносору: «царь, вовеки живи! Ты, царь, дал повеление, чтобы каждый человек, который услышит звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всякого рода музыкальных инструментов, пал и поклонился золотому истукану; а кто не падёт и не поклонится, тот должен быть брошен в печь, раскалённую огнём. Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи, не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат, и золотому истукану, который ты поставил, не поклоняются». (Дан.3:8-12)

Часто спрашивают: «Где был в это время Даниил?» Преклонился ли он перед золотым истуканом? Ведь, скорее всего, он, как и трое его друзей, тоже был приглашён на эту сакральную церемонию. Если это так, то, то его должны были наказать вместе с его друзьями. Но представить Даниила предавшим Бога и преклонившимся перед золотой статуей невозможно, особенно, учитывая то, что написано о нем в 6-ой главе, где за верность Богу его бросили во львиный ров. Отсюда вывод: Даниил здесь не упоминается, так как он там не был. Возможно, он как высокопоставленный чиновник, остался на службе в связи с тем, что большая часть сатрапов вместе с царём отправились на церемонию.

И тогда какой Бог избавит вас от руки моей?

«Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго. Тогда приведены были эти мужи к царю. Навуходоносор сказал им: «с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, который я поставил не поклоняетесь? Отныне, если вы готовы, как скоро вы услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, который я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскалённую огнём; и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?» И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору:

«нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскалённой огнём, и от руки твоей, царь, избавит. Если же не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем, и золотому истукану, который ты поставил, не поклонимся». (Дан.3:13-18)

Друзья Даниила ничего не ответили царю о том, какой Бог может избавить их от его рук. Они ответ знали, а Навуходоносор нет. Бог есть Бог. И Он творит, что Ему угодно. Он всё равно останется Богом, даже если не избавит и не защитит! Адвокаты Ему не нужны! Друзья Даниила донесли главную истину до царя: верность Бога заключается в том, кто Он, а не в том, что Он делает.

Кто четвёртый?

«Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго; и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали её. И самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисах и Авденаго и бросить их в печь, раскалённую огнём. Тогда мужи сии связаны были в исподнем м верхнем платье своём, в головных повязках и в прочих одеждах своих, и брошены в печь, раскалённую огнём. И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисах и Авденаго. И эти три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго, упали в раскалённую огнём печь связанные. Навуходоносор царь изумился и поспешно встал, и сказал вельможам своим: « не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными?» Они в ответ сказали царю: «истинно так, царь!»

На это он сказал: «вот, я вижу четырёх мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвёртого подобен сыну Божию». Тогда подошёл Навуходоносор к устью печи, раскалённой огнём, и говорил, и сказал: Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите!» Тогда Седрах, Мисах и Авденаго вышли из среды огня. И собравшись, сатрапы, наместники, военачальники, и советники царя усмотрели, что над телами мужей сих огонь не имел силы, и волоса на голове не опалены, и одежды их не изменились, и даже запаха огня не было от них. Тогда Навуходоносор сказал: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои огню, чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего!» (Дан.3:19-28)

Царь удивился и испугался, увидав в огненной печи четвёртого, утверждая, что тот был подобен сыну Божию («Бен Элохим», ивр.). Исследуя в Писании стихи, связанные с этим термином, из книги Иова 2:1 очевидно, что «сыны Божии» - это ангелы (не падшие). См также Дан.3:28, где речь идёт об ангеле. Предположительно, на основании Дан.12:1, это - архангел Михаил, глава воинства ангелов, поддерживающий и защищающий народ Израиля.

Бог богов

«И от меня даётся повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка кто произнесёт хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращён в развалины, ибо нет иного Бога, который мог бы так спасать. Тогда царь возвысил Седраха, Мисаха и Авденаго, в стране Вавилонской». (Дан. 3: 29-30.)

Тем не менее, могло ли появление четвёртого человека в огненной печи послужить поводом для царя Навуходоносору, чтобы в библейском смысле уверовать в Бога Израиля? Признавая власть Бога Седраха, Мисаха и Авденаго как наивысшую, и утверждая, что нет иного Бога, могущего так спасать, всё же мышление Навуходоносора поражено политеизмом (язычеством). Такая же картина наблюдается и в наши дни, где в обществе преобладает постмодернистское представление. Вера в единого и истинного Бога и в Его спасающее Имя - Иешуа Мессии - считается фундаментальной и опасной. Но с нами Бог и Отец Господа нашего Иешуа Мессии!

Даниил 4

Возвышающий себя будет унижен, а унижающий себя будет возвышен

Введение

Глава построена вокруг описания и толкования нового сна Навуходоносора. Как и в предыдущий раз, когда Навуходоносор увидел во сне «статую царств», объяснить его значение Даниилу помог Святой Дух, потому что ни халдеям, ни астрологам, ни магам с чародеями этого не удалось. Теперь Навуходоносору приснилось огромное дерево посреди земли, высота которого достигала до неба, и было оно видимо до краёв всей земли. «Древо небес» впечатляло, оно отображало царствование Навуходоносора. Сон смутил не только Навуходоносора, но и Даниила, которому предстояло его объяснить.

С разрешения небес могучее дерево срубят до самого корня, оставив только пень. Некогда могущественный царь Навуходоносор превратится в зверя, удалённый от человеческих глаз, он, как вол, будет питаться травою. Бог определил срок наказания - семь времён, чтобы Навуходоносор познал, что Всевышний владычествует над царством человеческим. Главная идея четвертой главы: возвышающий себя будет унижен, а унижающий себя, будет превознесён!

Навуходоносор провозглашает величие Бога Израилева

(Царское воззвание к народам)

«Навуходоносор, царь, ко всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле; мир вам да умножится! Знамения и чудеса, которые совершил надо мною Всевышний Бог, угодно мне возвестить вам. Как велики знамения Его! и как могущественны чудеса Его! Царство Его - царство вечное, и владычество Его - в роды и роды». (Дан.3:31-33).

В этой главе Навуходоносор, кажется, постепенно признаёт Бога Даниила Царём царей. Он говорит здесь от себя и о себе. Впервые Навуходоносор подтверждает, что славит Бога за собственную жизнь: «Бог совершил надо мною». Бог трудился в его жизни, поэтому нынешнее его свидетельство кардинально отличается от предыдущего. Ещё царь говорит одну замечательную фразу о Царстве Бога: «Царство Его - царство вечное, и владычество Его в роды и роды». Этими словами Навуходоносор провозглашает Бога Даниила наивысшим из всех земных царей. Бог продолжает трудиться над Навуходоносором и посылает ему сон.

Призыв царя объяснить его сон

«Я, Навуходоносор, спокоен был в доме моем, и благоденствовал в чертогах моих. Но я видел сон, который устрашил меня, и размышления на ложе моем и видения головы моей смутили меня. И дано было мною повеление привести ко мне всех мудрецов Вавилонских, что они сказали мне значение сна. Тогда пришли тайноведцы, обаятели, Халдеи и гадатели; я рассказал им сон; но они не могли мне объяснить значение его. Наконец вошёл ко мне Даниил, которому имя было Валтасар, по имени бога моего, и в котором дух святого Бога; ему рассказал я сон. Валтасар, глава мудрецов! Я знаю, что в тебе дух святого Бога, и никакая тайна не затрудняет тебя: объясни мне видение сна моего, который я видел, и значение его». (Дан.4:1-6)

По-видимому, Навуходоносор не забыл Даниила, который истолковал ему сон об истукане. Навуходоносор даже называет Даниила его еврейским именем «Бог Судья». Это ещё небольшой штрих, позволяющий предположить, что Навуходоносор приблизился к признанию власти Всевышнего над собой.

Сон о дереве, достигшем небес

«Видения же головы моей на ложе моем были такие: я видел, вот, среди земли дерево весьма высокое. Большое было это дерево и крепкое, и высота его достигала до неба, и оно видимо было до краёв всей земли.

Листья его прекрасные, и плодов на нем множество, и пища на нем для всех; под ним находили тень полевые звери, и в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть. И видел я в видениях головы моей на ложе моем, и вот, нисшел с небес Бодрствующий и Святой.

Воскликнув громко, Он сказал: «срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте плоды его; пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его; но главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается небесною росою, и с животными пусть будет часть его в траве земной.

Сердце человеческое отнимется от него и дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времён. Повелением Бодрствующих это определено, и по приговору Святых назначено, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и даёт его, кому хочет, и поставляет над ним уничижённого между людьми». Такой сон видел я, царь Навуходоносор; а ты, Валтасар, скажи значение его, так как никто из мудрецов в моем царстве не мог объяснить его значения, а ты можешь, потому что дух святого Бога в тебе. Тогда Даниил, которому имя Валтасар, около часа пробыл в изумлении, и мысли его смущали его. Царь начал говорить и сказал: Валтасар! да не смущает тебя этот сон и значение его. Валтасар отвечал и сказал: господин мой! твоим бы ненавистникам этот сон, и врагам твоим значение его!» (Дан. 4:7-16)

Царство, как и сама личность Навуходоносора, казались безграничными, и потому опасными. У царя началась мания величия, что особенно хорошо видно из стиха 27: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия?» Всевышний не замедлил с ответом, который будет иметь тяжёлые последствия для Навуходоносора. Царя шокировал ночной кошмар, и Даниил с трудом сообщил ему назначенный приговор Святых: «Господин мой! твоим бы ненавистникам этот сон, и врагам твоим значение его!» И это говорил человек, находившийся, как и его народ, в плену. Даниил, видимо, был человеком отзывчивым, и искренне переживал за царя. Он не злорадствовал и не жаждал мести по отношению к царю, он простил его. Павел пишет христианам в Риме: «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром». (Рим.12: 21). Несомненно, Даниил видел руку Божью в депортации евреев в Вавилон. У Иеремии 27 читаем, что Бог назвал Навуходоносора Своим «рабом».

Кто возвышает себя, будет унижен,

(Царство отнято)

«Дерево, которое ты видел, которое было большое и крепкое, высотою своею достигало до небес и видимо было по всей земле,

на котором листья были прекрасные и множество плодов и пропитание для всех, под которым обитали звери полевые и в ветвях которого гнездились птицы небесные, это ты, царь, возвеличившийся и укрепившийся, и величие твоё возросло и достигло до небес, и власть твоя — до краёв земли.

А что царь видел Бодрствующего и Святого, сходящего с небес, Который сказал: «срубите дерево и истребите его, только главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных, среди полевой травы, орошается росою небесною, и с полевыми зверями пусть будет часть его, доколе не пройдут над ним семь времён», — то вот значение этого, царь, и вот определение Всевышнего, которое постигнет господина моего, царя: тебя отлучат от людей, и обитание твоё будет с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем, и семь времён пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и даёт его, кому хочет. А что повелено было оставить главный корень дерева, это значит, что царство твоё останется при тебе, когда ты познаешь власть небесную. Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой. Все это сбылось над царём Навуходоносором.

По прошествии двенадцати месяцев, расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!

Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твоё с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времён пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и даёт его, кому хочет!» Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучён он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы». (Дан.4:17-30)

«Дерево, высота которого достигла до неба» - образ царствования Навуходоносора. Границы и великолепие царства Навуходоносора умножались, и оно превращалось в реальную угрозу для окружающих. Вместе с этим росла и царская гордыня! Она опасна не только для царей, но и для каждого из нас. «Погибели предшествует гордость и падению надменность», - предупреждает царь Соломон в притче (Пр.16:18). Для Навуходоносора эти слова обрели буквальный смысл.

«Дерево, высота которого достигла до неба» есть образ царства, которое было вырублено и уничтожено по повелению небесного Бодрствующего. Но главный корень должен был оставаться в земле - так Он приказал. Если «Святой с небес» назван «Бодрствующим», значит, именно Он будет оберегать главный корень семь времён, а затем снимет с него железные и медные узы, чтобы тот восстановился и рос. Задача Бодрствующего заключалась в том, чтобы хранить главный корень от посягательства других.

История учит нас, что престол - постоянное место битвы, где погибло немало правителей, многие из них - при весьма загадочных обстоятельствах. В этом смысле сумасшедший Навуходоносор был лёгкой добычей. Чтобы сохранить главный корень, Бог посылает охрану. Царство Навуходоносору возвратилось тогда, когда он признал власть небесную (стих 24). Главный корень был заключён в железных и медных узах! Не навсегда - на семь времён. За это время Навуходоносор должен был признать, что над царством человеческим владычествует Всевышний. Период семи времён интерпретируется по-разному. Некоторые считают, что речь идёт о семи годах, месяцах или неделях, другие - о семи временах года. Учитывая скорость роста волос и ногтей у царя, то речь, похоже, идёт о временах года и годах. За такое время царь мог деградировать до уровня животного, питающегося полевой травой.

Царь раскаялся

«По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвёл глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?» (Дан.4:31-32)

Здесь показан принцип действия Божьей благодати в жизни царя. Год ему был дан для того, чтобы раскаяться. Он проигнорировал предупреждение свыше. Затем последовало наказание, имевшее две цели. Первая - наказать его гордыню и грех, вторая - донести до всего живого, что Господь владычествует над человеческим царством.

Переломный момент наступил лишь через семь лет. Потеряв человеческое лицо, он обратил свои глаза к небу. Правильное решение! Какой контраст со стихом 27: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я …»!

Царство возвращено

«В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство моё, и величие моё ещё более возвысилось. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо». (Дан. 4:33, 34)

Этими словами в книге Даниила заканчивается история царя Навуходоносора. Она начиналась тогда, когда царь был язычником, далёким от истинного Бога Даниила, а завершилась тем, что этот царь открыл своё сердце истинному Богу. Какое личное свидетельство! «Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и его пути праведны, и Который силён смирить ходящих гордо». После искреннего обращения царство Навуходоносора ещё больше возвысилось.

Семь времён, в течение которых было разрушено царство могучего языческого царя Навуходоносора, можно рассматривать как прообраз «полноты язычников», о которой написано в Послании к римлянам 11:25б.

«Полнота язычников» тоже состоит из семи времён, когда на земле будут править семь языческих империй. Следует отметить, что «полнота язычников» наступит тогда, когда у власти будет седьмая империя, восстановленная ​​Римская империя, и явит себя антихрист - это времена великой скорби.

Даниил 5

Надпись на стене

(Псалом 2:4,5: «Живущий на небесах посмеётся, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своём, и яростью Своею приведёт их в смятение»)

Введение

В центре этой главы сцена большого праздника, устроенного царём Валтасаром для тысячи своих вельмож. Опьянев от вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды из царских сокровищниц, которые в своё время вынес царь Навуходоносор из Иерусалимского храма. Это было явным оскорблением Бога Даниила. Храмовые священные сосуды были осквернены на языческом празднестве. Их них пили вино вельможи, их жены и наложницы. Женщины, алкоголь, секс - путь к безнравственной жизни. С тех пор мало что изменилось. Конец грандиозного праздника был драматическим. В свете свечи появилась рука, написавшая на стене то, от чего изменилось царское лицо. Апофеозом праздника стала смерть царя Валтасара.

Будем есть и пить, потому что сегодня мы умрём!

«Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, жёнам его и наложницам его. Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных». (Дан. 5:1-4)

Во время банкета царский дворец в Вавилоне и сам город были осаждены мидо-персами. Валтасар понадеялся на помощь отца, царя Набонида*, и его большой вавилонской армии, которая бы прорвала блокаду мидян и персов. Но, он не знал, что Набонид потерпел сокрушительное поражение в городе Сиппар (около 80 км от Вавилона), и потому уже ничем ему не поможет. Ускорили падение Вавилонской империи и бесконечные празднества. Здравицы в честь идолов закончились к крушением Вавилона.

* Навуходоносор здесь назван отцом Валтасара, однако Валтасар был сыном Набонида. Вероятно, для укрепления своих политических позиций царь Набонид женился на дочери из рода Навуходоносора. Следовательно, Навуходоносор мог быть дедом или прадедом Валтасара. Это общеизвестный факт, когда отцом называли кого-либо из предков.

Надпись на стене

«В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своём; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое.

Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить, и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облачён в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве.

И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его. Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нем, и вельможи его смутились». (Дан. 5:5-9)

В разгар праздника напротив стены, где горела свеча, в царском дворце возникла человеческая рука. По предположению, это был храмовый семисвечник - менора, которую царь Навуходоносор вместе с другими золотыми и серебряными предметами вывез в Вавилон. Даниил прочитал надпись и объяснил её при свете свечи. Красивый духовный принцип. Читать и понимать Слово Бога можно только в Его свете!

Решение вынесено, написано и объявлено. Вавилон пал! В 17-19 главах книги Откровения мы опять читаем о падении Вавилона, но уже как политической и религиозной системы.

Совет матери

«Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества; начала говорить царица и сказала: царь, вовеки живи! да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяется вид лица твоего! Есть в царстве твоём муж, в котором дух святого Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, — сам отец твой, царь, потому что в нем, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак пусть призовут Даниила и он объяснит значение». (Дан. 5:10-12)

Царица-мать вошла на пир без приглашения. Она не была звана и не участвовала в приёмах - у неё была комната во дворце. Так или иначе ей стало известно о том, что происходит в зале. То, что это - мать Валтасара, становится ясно из её предостерегающей и авторитетной манеры обращения к царю. Общеизвестно, что мать правителя пользовалась определённым положением и влиянием при дворе. В Израиле их называли «Гебира», то есть «хозяйка». См. 3-е Цар. 15:13; 4-е Цар.10:13; Иер. 13:18; Иер. 29:2. Благодаря её вмешательству опять появляется Даниил. Царица уверена, что он объяснит то, чего не сделали астрологи, халдеи и предсказатели.

Сомнения рассеялись

«Тогда введён был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу: ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мой, царь, привёл из Иудеи? Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе. Вот, приведены были ко мне мудрецы и обаятели, чтобы прочитать это написанное и объяснить мне значение его; но они не могли объяснить мне этого. А о тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы; итак, если можешь прочитать это написанное и объяснить мне значение его, то облечён будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве». (Дан. 5:13-16)

Выслушав царицу-мать, Валтасар позвал Даниила, которого, как и мать, не позвали на праздник. Даниил жил праведно, он - пример для подражания всем, кто хочет оставаться верным Господу в любых обстоятельствах. Духом Божьим Он прочитал написанное на стене и передал его смысл. Он мог стать третьим человеком в великой Вавилонской империи, но такая слава ему была не нужна. Ибо вся слава у Господа, открывающего то, что сокрыто.

Божий подход к (деду) Навуходоносору

«Тогда отвечал Даниил, и сказал царю: дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему. Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишён славы своей, и отлучён был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет.

И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это,

но вознёсся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твоё и у Которого все пути твои, ты не прославил». (Дан.5:17-23)

Прежде, чем прочитать и объяснить написанное, Даниил напомнил Валтасару пример из жизни его деда (или прадеда), царя Навуходоносора. Он рассказал ему о царской власти и славе, данных Богом Навуходоносору, о том, как Он смирял его, а затем восставил и возвысил больше прежнего царское его величие. Бог вернул Навуходоносору его славу и достоинство, потому что тот, наконец, перестал заниматься самолюбованием, покаялся и возвёл глаза свои к небу, где царствует Бог (4:34). Даниил подчеркнул, что Валтасару хорошо известен этот факт, которому не более 30 лет. После всего он объяснил значение слов: «Мене, мене, текел упарсин».

Божья свеча пролила свет на секретное послание

«За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание.

И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин.

Вот и значение слов:

Мене — исчислил Бог царство твоё и положил конец ему;

Текел — ты взвешен на весах и найден очень лёгким;

Перес — разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам.

Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве. В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит». (Дан. 5:24-30)

В общем, послание, написанное на извести дворцовой стены было зашифрованным, и чтобы понять его, нужен был ключ. Но, Даниилу, как написано в стихе 17, было всё понятно. Талмуд утверждает, что послание было написано на еврейском языке. Внимательное прочитав стихи 25-28 понимаешь, что в послании был скрытый смысл. Даниил разгадал его при свете Божьей свечи (образ Святого Духа). Мы тоже можем узнать истинный смысл Слова Божьего, когда само Слово становится светильником для нас, освещая наш жизненный путь (Пс.118:105).

Надпись на стене гласила о том, что империя Валтасара будет разделена между мидянами и персами. Вспомните «статую царств» из сна Навуходоносора (гл.2) и видение Даниила о четырёх животных (гл.7). Обе главы относятся к переходному периоду. История времени язычников развивается до точки, которую Павел называет «полным числом язычников». После полноты язычников (завершения их времени) на Елеонскую гору явится в славе Царь царей в сопровождении Его небесного воинства.

В заключительных стихах читаем о том, что Даниила облекли в багряницу и золото, и провозгласили третьим властелином в царстве. Как будто это могло изменить участь человека ближе всех находящегося у смертельной черты…

Откр. 19

11. И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.

12. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадем. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.

13. Он был облечён в одежду, обагрённую кровью. Имя Ему: «Слово Божие».

14. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облачённые в виссон белый и чистый.

15. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасёт их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.

16. На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих».

Даниил 6

Даниил во львином рве

Введение

Глава 6 описывает эпизод, когда князья и сатрапы из зависти решают избавиться от Даниила, поставив ему в вину веру во Всевышнего Бога. В эту юридическую западню попадал и царь (стихи 14 и 15). В основе же всего происходящего в этой главе лежит зависть. Подлые вельможи хотели, чтобы Даниил навсегда исчез из их жизни (стих 3). Но тот, кто верен Господу Богу, не сомневается - Бог крепко держит его в Своей руке.

Князья и сатрапы быстро подготовили указ, согласно которому поклоняться можно только царю. Когда Даниила, как нарушившего указ, бросили во львиный ров, - Господь укротил голодных львов и позаботился о его безопасности. Глава заканчивается повелением царя Дария, по которому жители во всякой области его царства должны были трепетать и благоговеть перед Богом Даниила. События происходят во времена Мидо-Персидского царства, изображённого во 2-ой главе книги в виде серебряной груди и руки так называемой «статуи царств». В 7-ой главе это царство предстанет перед нами в образе медведя.

Заговор против Даниила

«Угодно было Дарию поставить над царством сто двадцать сатрапов, чтобы они были во всем царстве, а над ними трёх князей, — из которых один был Даниил, — чтобы сатрапы давали им отчёт и чтобы царю не было никакого обременения. Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нем был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его над всем царством. Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила по управлению царством; но никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен, и никакой погрешности или вины не оказывалось в нем. И эти люди сказали: не найти нам предлога против Даниила, если мы не найдём его против него в законе Бога его. Тогда эти князья и сатрапы приступили к царю и так сказали ему: царь Дарий! вовеки живи! Все князья царства, наместники, сатрапы, советники и военачальники согласились между собою, чтобы сделано было царское постановление и издано повеление, чтобы, кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, того бросить в львиный ров. Итак утверди, царь, это определение и подпиши указ, чтобы он был неизменен, как закон Мидийский и Персидский, и чтобы он не был нарушен. Царь Дарий подписал указ и это повеление». (Дан. 6:1-9)

Эти стихи хорошо проиллюстрировали то, на что способны люди из зависти. Местная знать не уступила высокой царской должности чужестранцу (Даниилу). Поэтому придумала способ быстро избавиться от него. Как всё знакомо…Мы живём в такое время, когда устранение конкурента является нормой. Из истории Даниила выносим следующий духовный урок: какими бы трудными не были обстоятельства, не переставать надеяться на Господа!

Бог докажет Свою верность Даниилу! Господу известно всякое намерение, каким бы низкими оно ни было, в том числе и по отношению к Даниилу. Это не подвластно никаким незыблемым законам!

Нарушение свободы вероисповедания

«Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошёл в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того. Тогда эти люди подсмотрели и нашли Даниила молящегося и просящего милости пред Богом своим, потом пришли и сказали царю о царском повелении: не ты ли подписал указ, чтобы всякого человека, который в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, бросать в львиный ров? Царь отвечал и сказал: это слово твёрдо, как закон Мидян и Персов, не допускающий изменения.

Тогда отвечали они и сказали царю, что Даниил, который из пленных сынов Иудеи, не обращает внимания ни на тебя, царь, ни на указ, тобою подписанный, но три раза в день молится своими молитвами.

Царь, услышав это, сильно опечалился и положил в сердце своём спасти Даниила, и даже до захождения солнца усиленно старался избавить его.

Но те люди приступили к царю и сказали ему: знай, царь, что по закону Мидян и Персов никакое определение или постановление, утверждённое царём, не может быть изменено. Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасёт тебя! И принесён был камень и положен на отверстие рва, и царь запечатал его перстнем своим, и перстнем вельмож своих, чтобы ничто не переменилось в распоряжении о Данииле». (Дан. 6:10-17)

Врагам Даниила донесли, что он направился домой, как только узнал, что указ подписан. Окна его горницы - верхней комнаты – всегда были открыты в сторону Иерусалима. Часто горница предназначалась для молитвенного уединения. Например, пророки Илия и Елисей тоже молились в горнице (3-е Цар.17:19; 4-е Цар.4:10). Тогда, когда Даниил склонял колени для молитвы, Иерусалим был разрушен и покинут. На время, но не навсегда! В будущем Бог вернётся в этот опустошённый город и там снова будут жить двенадцать колен Израиля! У пророка Захарии читаем: «Так говорит Господь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Саваофа — горою святыни. Так говорит Господь Саваоф: опять старцы и старицы будут сидеть на улицах в Иерусалиме, каждый с посохом в руке, от множества дней. И улицы города сего наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его». (Зах. 8:3-5)

Увидев Даниила молящимся, его противники спешно направились к царю напомнить ему о его новом указе. Царь, узнав о том, кто нарушил указ, понял, что оказался в ловушке. Но, как известно, обратной силы закон не имеет. То есть, вернуть всё, как было, оказалось невозможным. Нарушив указ, Даниил должен был умереть. Царю ничего не оставалось, как бросить его во львиный ров. «При этом царь сказал Даниилу: «Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасёт тебя!»

Освобождение

«Затем царь пошёл в свой дворец, лёг спать без ужина, и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него. Поутру же царь встал на рассвете и поспешно пошёл ко рву львиному, и, подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?

Тогда Даниил сказал царю: царь! вовеки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления.

Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нем и повелел поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего. И приказал царь, и приведены были те люди, которые обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров, как они сами, так и дети их и жены их; и они не достигли до дна рва, как львы овладели ими и сокрушили все кости их». (Дан. 6:18-24)

Исполнились слова, обращённые царём к Даниилу! Бог защитил его от пасти львов. В ночь, когда Даниил находился во львином рве, царь плохо спал. Царь тоже надеялся на чудо! На рассвете он лично поспешил в львиное логово и окликнул: «Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» И… Даниил отозвался: «Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и пред тобою, царь, я не сделал преступления». Но ангела, укротившего львов, во рве не было. Ангелы занимают важное место в Библии. «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр.1:14).

Ответ Даниила царю состоял из двух частей: он не виновен в глазах Бога, и не преступник перед царём. Возможно, псалмопевец, когда писал Псалом 56, подразумевал Даниила: «Душа моя среди львов; я лежу среди дышащих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы - копья и стрелы, и у которых язык - острый меч. Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя! Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мной яму, и сами упали в неё» (Пс.56:4-6).

Со дна к высотам

«После того царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: «Мир вам да умножится!

Мною даётся повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно. Он избавляет и спасает, и совершает чудеса и знамения на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов». И Даниил благоуспевал и в царствование Дария, и в царствование Кира Персидского». (Дан. 6:25-28)

В Библии периодически повторяется одна сюжетная линия: человек проходит путь от самых низов общества и до наивысших его высот. Так было в жизни Даниила. Так сложилась жизнь Иосифа, царя Давида и Господа Иешуа Мессии. Так устроена жизнь всех детей Божьих. В Послании к римлянам Павел пишет: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18). И, все же, в чём различие между указом царя Дария и указом царя Навуходоносора? Или, насколько искренним было раскаяние каждого из них? Различие есть, едва заметное на первый взгляд, но весьма существенное. Указ царя Навуходоносора скреплён местоимением «я» (4:37). Этого личного исповедания, к сожалению, нет в указе царя Дария (глава 6). О подлинности же покаяния царя Дария знает только Сердцеведец Бог Авраама, Исаака и Иакова. Глава заканчивается тем, что Даниил благоуспевал в царствование Дария и в царствование Кира Персидского (стих 28), чего не скажешь о царствовании Валтасара, когда Даниил был всеми забыт. (5:24-30).